На выставку «Век спорта. К 100-летию московского спорта» в Новую Третьяковку идти совсем не собиралась. Думала, что ничего интересного для себя не увижу. Лишь, попав на нее совершенно случайно, поняла, как ошибалась. Увидела на ней много нового и познавательного.
Прослеживая по картинам развитие московского спорта за 100 лет, параллельно совершаешь краткий экскурс в историю послереволюционной Москвы. Меня просто притягивали картины с видами старой Москвы.
Виктор Мидлер. Хоккей на катке ЦДКА. Вторая половина 1930-х
Оказывается, в те годы на месте, где сейчас стоит здание Новой Третьяковки располагались теннисные корты, беговые дорожки, и футбольное поле, которое зимой превращалось в каток.
Старая Москва мелькает на картинах Сергея Лучишкина, который создал серию, посвященную первой Спартакиаде народов СССР 1928 года. Раз на Олимпиаду не пустили, то было решено организовать собственные соревнования. Работа закипела - построили новый стадион - «Динамо». Активно заработала пропаганда массового спорта - «Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником - обязан!».
В день открытия Спартакиады, помимо главного парада на Красной площади, состоялся парад в Центральном парке культуры, который и запечатлен на картине Сергея Лучишкина:
Соревнования по водным видам спорта проходили на Москва-реке, её, неодетую в камень, и не узнать на картинах:
Сергей Лучишкин. Спартакиада народов СССР. 1932
Пропаганда «физической культуры как средства оздоровления пролетариата и классового воспитания рабочих» давала свои плоды. В вузах страны физкультура стала обязательным предметом. В 1931 году вышло постановление «Об утверждении комплекса к труду и обороне СССР» - ГТО. В искусстве спортивная тема стала занимать важное место.
Александр Дейнека. Физкультурники. 1934
В наше время можно купить любую подходящую спортивную одежду, а тогда всё было гораздо сложнее. Девушки на лыжах вообще катались в юбках.
На картине Николая Дормидонтова хорошо можно рассмотреть наряд лыжницы. Только вот композиция напомнила мне другую известную картину. Художник был явно воодушевлен «Охотниками на снегу» Питера Брейгеля Старшего:
Николай Дормидонтов. Лыжница. 1931
Есть на выставке интереснейший экспонат, датированный 1922 годом. Необычные шахматы «Красные и белые».
Слышала рассказ одной женщины о том, как в далеком ее детстве при просмотре по телевизору любого фильма она обязательно уточняла у родителей: «Это белые или красные?», чтобы сразу разобраться, где хорошие, где плохие. Красные, понятно, герои хорошие, положительные.
В этих шахматах без вопросов видно, кто есть кто. Красный король – передовой рабочий. С кувалдой в руках. Правильнее назвать ее молотом, так как красная королева держит серп и сноп пшеницы. То есть король и королева - это рабочий и крестьянка. Значит держат они серп и молот. А красные пешки, хоть и пешки, все такие радостные! Тоже с серпами и пучками срезанных колосьев в руках.
Белые пешки разительно отличаются от красных. Они, бедняжки, скованы тяжелыми цепями, их лица выражают одно лишь страдание. А белый король-то, ох! У него вместо лица череп. В какой-то компьютерной игре есть такой персонаж с черепом вместо лица. Белая королева наоборот красивая, но очень уж печальная. Я не разобрала, что у нее в руках? Мешок ли, из которого золотые монеты высыпаются? Да уж, не много радости с королем-Кащеем над златом чахнуть.
Картин на выставке много. Экспозиция поделена на 9 разделов, охватывает период 1920-1980-е годы. На трех больших экранах показывают спортивную кинохронику. В небольшом зале крутят мультфильмы.
И напоследок покажу еще картины с видами старой Москвы:
Дмитрий Ширяев. Москва. Вид на Лужники. 1968
Пётр Оссовский. Каток. 1957
Выставка проходит в западном крыле и будет работать до 14 января 2024 г.
Очень любопытная выставка. А красно-белые шахматы реально заинтриговали, я таких ещё никогда не видела. Даже полезла в интернет смотреть, что же держит в руках Белая Королева. Оказывается, это у неё рассыпающийся рог изобилия.
Интересная информация, спасибо. А я сегодня прочитала, что такие шахматы есть в экспозиции Музея декоративного искусства, завтра собираемся туда сходить. Их делали на каком-то заводе, в общем, не штучный вариант. Может получится получше их рассмотреть. На выставке спорта к ним было не подобраться – сверху накрыты большим стеклянным кубом.
Читала, что такие шахматы были подарены М. Калинину. Предполагаю, что играл он всегда красными. И всегда выходил победителем. Вряд ли бы кто-то из его друзей осмелился обыграть его белыми. Еще интересный факт, о котором узнала позже - скульптуры художницы Натальи Данько, автора шахмат, можно увидеть на станции метро Театральная. Тоже нужно внимательнее присмотреться, а то всё время пробегаешь бегом.
Я в последнее время предпочитаю такие небольшие выставки, или одного автора, или тематические. А эта выставка интересна именно с исторической точки зрения. Как менялась Москва, люди.
Тоже заинтересовали шахматы. Очень интересные. Здесь действительно, белым победить было ну никак нельзя! Прямо политическая диверсия!
Выставка "Век спорта" была очень большой, занимала несколько залов, и достойна, конечно же, более подробного рассказа. Я же коснулась лишь малой ее части.
А шахматы, да, интересные. Потом я специально сходила в Музей декоративного искусства, чтобы лучше их рассмотреть. Они там выставлены в постоянной экспозиции.
Спасибо, Оксана.