Московский драматический театр «Сопричастность» основан в 1990 году. Он находится на улице Радио, дом 2, строение 2. Я была там только раз, ровно четыре года назад, на спектакле по пьесе итальянского автора Манлио Сантанелли «Королева-мать».
Очень понравился и спектакль, и театр, и даже дорога к нему от метро «Курская» по неширокой мощенной булыжником улице. Театр маленький, зрительный зал маленький, сцена маленькая – все милое, уютное, почти домашнее, близкое к зрителю. Собиралась сходить туда еще, и спектакль выбрала, и как лучше добраться по карте изучила, да всё не получалось. Зато вступила в его любопытную группу ВКонтакте, чтоб быть в курсе в этом театре происходящего и все-таки попасть когда-нибудь на его спектакль.
И вот 25 июня нынешнего года узнала о смерти основателя и руководителя театра «Сопричастность», заслуженного артиста РСФСР Игоря Сиренко; а 10 октября умерла его жена – народная артистка РСФСР Светлана Мизери.
«Королеву-мать» поставил Игорь Сиренко, а «королеву-мать» играла Светлана Мизери.
Сейчас посмотрела и не нашла спектакля в репертуаре театра. Возродят его или нет, мне неизвестно. Но я так долго думала о «Сопричастности», что уже чувствую свою сопричастность к нему, и мне хочется почтить память тех людей, которые ушли. Как я могу это сделать? Только рассказав о единственном их спектакле, который мне удалось увидеть.
Это было давно. Мне запомнилась дата: 4 ноября 2017 года. И все-таки многое стерлось из памяти, однако сохранились записи о впечатлениях. Ими сейчас и воспользуюсь.
В спектакле «Королева-мать» только два персонажа: пятидесятилетний сын и его мать. Жанр, наверное, можно определить как трагикомедия, хотя трагического куда больше, чем комического.
Автор пьесы, режиссер и актриса – люди примерно одного поколения: восьмидесятилетних. Пьеса написана в 1984 году – когда нынешние восьмидесятилетние были в возрасте сына, пятидесятилетними. То есть, я хочу сказать, что создатели спектакля собственной кожей испытали путь "от детей к отцам".
Вкратце сюжет состоит в том, что потерпевший жизненный крах сын возвращается жить к матери. На частном примере показывается распад семьи, а может быть – и конец мира. Это спектакль о курьезах (или болезнях?) человеческого характера, спектакль -- размышление о современном человеке.
Я сейчас даже не помню, кто играл сына. Помню, что хорошо, что было его страшно жалко, что финал поверг в шок… Но большее впечатление на меня произвела мать. Она, конечно, та еще штучка, но она любит жизнь и наслаждается ею, несмотря на одиночество, преклонные годы, смертельную болезнь. Не хочется разбирать степень ее виновности в смерти сына – эта смерть теперь на ее совести; ей с нею жить, или не жить… «Королева-мать» жизнеспособнее своего сына. Пожалуй, в этом ее главная «вина». Она сама творит свою легенду, а сын только пытается – у этого интеллигентного человека весьма сложные взаимоотношения и с реальной жизнью и с ее интерпретацией.
Спектакль показывает одну из современных моделей жизни, когда родители до глубокой старости отвечают за своих «прирученных», далеко не юных, детей. Но ведь в этом не только частная психологическая проблема, но и общая социальная. Персонажи – в какой-то мере, жертвы не только своего несчастного характера, но и социальных процессов.
В общем, хороший спектакль в хорошем театре, который побуждает задумываться и бережней относиться к своим близким и ближним.
«Сопричастность» - классический театр, где представляют ярко и живо, без отвлеченных абстракций. Сцена из спектакля "Королева-мать", 2016 год. Фото из Интернета.
Действительно довольно уютное фойе театра располагает к интимной обстановке, где актеры находятся буквально в полушаге от зрителей, которые наверное иногда даже могут поучаствовать в спектакле, подставив актеру подножку во время действа, или помочь наконец-то Отелло задушить изменившую ему Дездемону. Соболезную всем близким умерших актеров, честно отдавшим свой театральный долг своим почитателям. Хотя само название этого театра — "Сопричастность", может навести на преступные умыслы — Сопри частность, то есть укради частную собственность...
Первым мужем Светланы Мизери был тоже уже покойный актёр и телеведущий Игорь Кваша, как-то была про него передача по ТВ, правда не очень внимательно я её смотрела. У Игоря и Светланы были юношеские отношения, общая увлеченность театральным искусством, первая любовь, ранний, но недолгий брак. После Кваши у Светланы бел ещё брак, тоже с актёром, что-то в районе десяти лет длительностью, а уж потом она встретила своего третьего мужа и с ним прожила около пятидесяти лет вместе. И да, пережила она Игоря Сиренко на несколько месяцев... Вот такая вот история любви и жизни красивой женщины и талантливой актрисы...
Трагедия и комедия шагают рука об руку! Чрезвычайно насмешило толкование слова "сопричастность"! Сама бы точно не додумалась! А ведь если подумать, то так оно и вправду, должно быть, есть: сопричастность не имеет никакого отношения к частной собственности, она - сопричастность - ее - частности - полный и безоговорочный антипод. Потому как частность - это разделение, а сопричастность - объединение, соединение, обобществление, что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то твое. Сопри частность, в общем :))
Грустно, конечно, что творческие люди умирают. Вот и Виктюка нет с нами уже год. Но жизнь продолжается. Не знаю как тетр "Сопричастность", останется ли на плаву, все-таки такой маленький... Но приятно смотреть, что театры после смерти режиссеров, основателей, руководителей, ведущих актеров продолжают существовать, ставить новые вещи и вполне держать планку. Значит, все было организовано не зря и есть продолжатели.
Кстати, это здание в свое время хотел себе в качестве расширения один вуз. Посмотрим.
Даже не слышала о таком театре. Совсем отстала от театральной жизни. И пандемия, и вообще... Как наслушаешься про Бузову во МХАТе и странные изыскания Богомолова, ни в какой театр не хочется. Даже название есть современному направлению в искусстве - "смерть искусству". Ощущение, что кризис идей, вот и копаются на сцене в .... Ну вы сами понимаете в чем)). Старые режиссеры, к сожалению, постепенно уходят из жизни, смена им не очень. Хорошо еще что пока Малый театр марку держит.
Как-то вы уважаемая автор поднимаете довольно острые вопросы. Театр сопричастность это к чему-то, к кому-то есть сопричастность? Этот спектакль не смотрел и с удовольствием прочитал вашу интерпретацию спектакля. Помню в 90 действие спектаклей ушло со сцены в зрительный зал. А сам зал стал маленьким и уютным. Часто раньше ходил на всякие такие комнатные посиделки спектакли и концерты. Как будто на кухне действо происходит. Желаю вам что бы ваше желание вновь посетить сие чудное место, осуществилось.