Каунас знают многие русские туристы, предпочитающие автопутешествие, это перевалочный пункт для поездки в Европу, особенно для тех, кто едет из Питера.
Там можно переночевать, но смотреть особо нечего.Местные жители гордятся своей баскетбольной командой, но мы равнодушны к нему. Однажды остановившись по пути в Польшу с ночевкой, мы решили хотя бы немного прогуляться по центру города. Главная улица города - маленькая, чуть более 150 метров, Лайсвес аллея (бульвар) двумя рядами стриженных высоких деревьев между трехэтажных домов привела нас к площади Независимости.
Уже от кого независимости, я и не знаю, вникать не хотелось, но пришлось полюбоваться на "символ освобождения". Мы сначала думали, что это Аполлон, там рядом художественная галерея, но нет, русскоязычная бабушка сообщила, что это статуя работы Мазураса и называется "Человек", которому уже тридцать четыре годочка.
Мы бы прошли мимо, нам больше понравился освежающий в жару фонтан, котором можно было поплескаться и старую монетку номиналом в один лит, которые сейчас уже упразднили. Но шли мы к главной достопримечательности - снежно-белому нарядному пятиглавому Собору Архангела Михаила.
Собор на вид совершенно русский, многие туристы так и считают и пишут в своих отчетах, возмущаясь соседству с голым мужиком 200 летнего русского собора. Но они заблуждаются. Собору не 200 лет, а пока только 126 лет. И это католический храм, мы лично убедились в этом, ненароком вломившись прямо на мессу. На католический не похож, у меня первым делом возникло сравнение с Кронштадтским собором и не зря, потому что церковь в Каунаса строилась как военный собор, русский православный военный собор. Только он поменьше - метров пятьдесят в высшей точке.
Построили его для военнослужащих Каунасского форта (Ковенской крепости) к 1895 году очень быстро по тем временам, всего за четыре года - на деньги Военного министерства Российской Империи. Проект К. Х. Лимаренко был одобрен самим императором. Освятили в честь Святых апостолов Петра и Павла.
К сожалению, служил по назначению не долго, хотя его огромное внутреннее пространство всегда было заполнено. С новым веком пришла Первая мировая война. Немцы украли колокола и переплавили, видимо на оружие. После войны в России уже была советская власть, до собора не было никому дела и подсуетилась Римско-католическая церковь, дав ему современное название. В ближайшие годы что могли - переоборудовали, ликвидировали все русские надписи и расставили белые статуи и лепнину. Как видите на фотографии, росписей практически нет, но в целом заметно смешение православного и католического стиля.
Вторая мировая война внесла свои коррективы в политический расклад, советская власть добралась и сюда, но собор разрушен не был, его лишь превратили в художественную галерею, что позволило ему сохраниться вплоть до развала СССР, за год до которого Римская церковь в него снова вернулась. Службы идут регулярно, и даже не по греко-римскому обряду как это было поначалу. Людей много, но когда нет мессы, то вход свободен и по собору можно погулять и полюбоваться его неовизантийским видом.
(вид с крыльца собора)
Русскоязычные жители называют его по-прежнему Военным собором. Но не думаю, что он когда-нибудь вернется в Православную церковь.
Действительно, как-то странно: снаружи как православный, а внутри, разумеется, католический - со скамейками, с алтарем особенным таким, западным. А что касается нахождения на службе: я недавно спрашивала у батюшки, можно ли православному человеку посещать католическую мессу. И мне ответили, что само нахождение и молитва в такой церкви вполне допустима (за исключением, конечно, Причастия и исповеди, ибо евхаристическое общение у конфессий отсутствует). А так вполне нормально посидеть, послушать, помолиться, особенно если рядом нет православного храма. Все равно ведь и те, и другие являются христианами. Вот в мечетях и в синагогах вроде как да, нельзя молиться вместе с мусульманами и иудеями: там сама религия другая. А с католиками можно.
Собор красивый, хотя мне лично обидно, что его католики оттяпали у нас, православных.
Теперь у меня не выходит из головы статуя с гордым названием "Человек". Не пойму, вроде бы он и не голый (явно на человеке одежда, а не целлюлитная кожа), в то же время причинное место открыто для обозрения. Это тоже, наверное, имеет какое-то отношение к провозглашенной независимости?
Волосы на голове статуи в традициях старых клоунов - кучерявятся двумя рожками.
Как говорится, мама, как мне это развидеть (убедить себя, что я этого никогда не видела)?
Собор красивый, но ничем особо от других подобных не выделяется. Все они огромные, денег на обустройство не жалеют и ты там чуствуешь себя каким-то маленьким и бесправным. Особенно в православных храмах. Сам я не верующий, но за компанию в поездках, да и в родных местах, приходится бывать. Чувствую всегда себя неуютно. Боишься чуть громче слово произнести, все шепотом. У католиков это немного попроще, посвободнее. Да и что тут удивляться, если Европа практически вся католическая.
Собор впечатлил, а вот статуя, да простят меня, не очень. Я почитала ваш отзыв и комментарии верующих и не верующих и почему-то вспомнилось эта всем известная фраза, что "Бог един".
Вы знаете, я тоже так считаю, а потому, хоть и не могу назвать себя прямо-таки верующей и мне, в отличие от Елены, совсем не обидно, что "его оттяпали". Пусть молятся те, кто оттяпал - Бог един. Если они неправы, то он их и накажет.
А то, что им любуются люди всяких религий - тут это главное, на мой взгляд.
Вот это красота! Умели в царские времена строить…
Я сначала обомлела, узнав, что собор католический - ведь он явно православный, по крайней мере снаружи. Но потом вы все объяснили, спасибо, а то бы голову ломала.
А в принципе, такая ситуация только подтверждает факт, что неважно, где ты молишься - если действительно веришь, то антураж не важен. Вот и католики в православном соборе хорошо себя чувствуют… А заодно и о России невольно вспоминают. Я всегда радуюсь, когда виду наши соборы за границей, уж не знаю, почему - человек я не церковный.
Собор Архангела Михаила в Каунасе - храм небывалой красоты и совершенно не вписывается в европейский антураж города. Таким было по крайней мере мое впечатление после посещения этого места в Литве, о котором знает каждый житель и гость города. Особая гордость возникает от того, что собор был построентвоенным архитектором К. Х. Лимаренко исключительно для обслуживания военного российского военного гарнизона Ковно. Достойное украшением Каунаса при его католической сущности.
Симпатичный собор, к какой конфессии бы он не принадлежал. Но всегда поражало в подобных религиозных строениях, что там такие высокие потолки, хотя можно было бы построить еще несколько этажей, чтобы вмещать гораздо большее число прихожан. А то кажется, что длинному шнуру люстры, вот-вот начнет слезать какой-нибудь обездоленный цирковой акробат, изображающий летящего ангела. И как умудрились поставить на площади совершенно обнаженного человека? Наверняка эта статуя по ночам оживает и хватает припозднившихся из церкви девиц, чтобы ввести их в искушение.
Красивый собор. Наверное, если бы не переделали под католический, то внутри тоже выглядел бы впечатляюще. Но там, скорее всего, православных то мало, раз городок небольшой.
Статуя Человека меня немного смутила) Выглядит, что как будто одет, а на самом то деле нет) Ну видимо горожанам нравится, вот и пусть стоит)
Мне ещё понравилось насколько чисто всё кругом. Когда смотрю фотографии европейских городов, эта чистота всегда бросается в глаза. И каждый раз у меня в голове вопрос:"Ну почему мы так не можем жить?" Эх!
Интересный отзыв, спасибо)
Собор даже больше похож на греческий, но точно православный, а тут вон как... Ну, хорошо, что не мечеть, как говорил один знакомый священник: "Католики - тоже люди".
Статуя "Человек" стоит у художественной галереи, в которой собраны экспонаты из Древнего Египта, живописные работы голландских, фламандских, немецких и итальянских мастеров. Скульптор полагал, что его опус выполнен в традициях античности, поэтому вы его и спутали с Аполлоном. К нему и литовцы не сразу привыкли, три года спорили.
Приходилось не раз бывать в Каунасе. Храм Архангела Михаила является украшением города Каунаса и расположен в живописном месте. А само здание с голубыми куполами восхищает своим величием. Внутри собора мне не приходилось бывать, но кто там бывал, рассказывали, что там очень красиво и восхитительно. Снежно-белые гипсовые колонны, окна с цветными витражами, позолоченные элементы декора. В подвале есть музей-экспозиция "Катакомбы ХХI века" , который можно посетить бесплатно.
Собор красивый. Фото впечатляющие. Обидно, что достался католикам. Везде они лезут и с давних времён притесняют православных. Это было в древние времена. Они не раз ходили на Русь в крестовые походы, но безуспешно. Достаточно вспомнить битву на Неве и знаменитое Ледовое побоище. Спонсировали это дело купцы, так как хотели завладеть рынком сбыта своих товаров и ресурсами. Всё это делалось под эгидой веры. Спасибо таким руководителям, как Александр Невский, которые отстояли святую Русь.
Для меня, в очередной раз становится примечательным тот факт, что где побывали российские военнослужащие, то там всегда остаётся какая-то серьёзная конструкция, которая веками напоминает местным жителям о русской "оккупации".
Таких случаев можно начитать не менее сотни, в масштабах всей планеты. Так и в данном случае, строение впечатляет, а затем восхищает своей собранностью и величием.
А ведь строилось и обогащалось более сотни лет назад. И таких вариантов немало в Средней Азии, в Западной Европе и даже в Африке.