Одна из резолюций ХХ съезда КПСС гласила о создании школ-интернатов, где будут воспитываться будущие строители коммунизма. И вот в небольшом уральском городке под названием Оса, на базе детских домов №: 1 и 2 была создана в 1959 году восьмилетняя образовательная школа- интернат.
Попал я и еще 5 детишек туда переводом с дошкольного детского сада, где мы были на полном государственном обеспечении. И в последующем, вплоть до достижения мной возраста 18 лет, был на полном иждивении государства.
Наша школа занимала два старинных купеческих зданий, расположенных рядом . В дворе, окруженном кирпичной стеной, имелись столовая, свинарник и дровяник.
Одно из зданий предназначалось для начальной школы.
Рядом через дорогу находилось два деревянных общежития, 2-ух и одноэтажное, тоже огороженных забором. И вдобавок к этому за 3 квартала еще было 2-ух этажное деревянное общежитие, на территории которого были прачечная, конный двор и дровяник. И все это огорожено.
Контингент интерната был разный: дети из многодетных семей ,матерей- одиночек, родителей лишенных прав по воспитанию детей или полные сироты. Оплата за содержание детей в интернате бралась с родителей, исходя с их достатка.
Я был полным сиротой, мама скончалась от родов, когда мой возраст был чуть более 3-ех лет. Отца официально не было. Вот так и попал сначала в дошкольный детский сад, а потом и в школу- интернат.
Осталась у меня только моя няня, мамина знакомая (с одной деревни), которая опекала меня, пока мама была на работе. И вот эта женщина, так привязалась ко мне за 3 года, что впоследствии приезжала ко мне в детский сад стабильно 2 раза в год ( в мае и октябре), пока открыта навигация, за 90 км. К себе под опеку взять она меня не могла, не позволяли жилищные условия.
Помню: приезжает, идем на местный рынок, купит она и помидор свежих, гроздья винограда, печенья и другие сладости. Садимся на ближайшей скамейке, угощает меня, а сама нет-нет да и всплакнет со словами: "Ах, Тонька, Тонька на кого ж ты нас покинула..."
A в школе- интернат жизнь проходила строго во внутреннему распорядку. С 7 утра подъем, зарядка, умывание, заправка постели . Далее идем завтракать и в 8 часов начинается первый урок, занятия продолжаются до 14.оо час. Потом свободное время и уже в 17оо час. всем классом в определенной комнате в общежитии садимся на самоподготовку ( делаем домашние задания) и так до ужина (7.00 - 7.30 час.).
И целый день (с подъема до отбоя) нас сопровождает наша воспитательница Лидия Ивановна, женщина добрая и в то же время принципиальная. "Подноготную" каждого воспитанника своего класса она знала наизусть. Мы ее уважали, со всеми вопросами распорядка, быта мы обращались к ней. Если надо сходить за территорию интерната в город: в магазин, в городскую библиотеку да и просто на берег р.Камы- то обязательно об этом уведомить воспитателя.
Один раз в декаду был хозяйственный день: ходили в баню, где школьный фельдшер проверял у каждого качество помывки тела, а заодно и кожные заболевания. Менялось постельное и нательное белье. Верхняя одежда и обувь выдавались раз в год и заменялись по мере износа.
Ходили раз в месяц в местный кинотеатр на очередной фильм или в местный дом культуры на праздничные концерты. В городе надо было передвигаться обязательно строем, за что и получили прозвище " инкубаторские". Хождение в строю я потом вспомнил в армии.
Были и общественные нагрузки в интернате, вообщем как и во всех школах в то время: сбор металлолома и макулатуры, посадка саженцев кустов и деревьев, распространение книг среди населения, помощь ветеранам войны и труда и т.д.
За эти школьные годы вспоминается много и приятных моментов: это и зимние походы на лыжах на высокий берег р.Камы с последующим спуском с горы, и катание на коньках по гладкому льду реки, летом- купание ( в мае открывали сезон). Затем я на все лето уезжал к своей няне( называл ее бабушкой) в деревню, где получал массу впечатлений. Удивляюсь сейчас, как бабушка сумела договориться с администрацией школы, все-таки неродная мне была.
В школьном коллективе уживался нормально, были и два друга. А старшеклассники везде обижают младших, и в нашей школе-интернате это было не исключение. Были случаи, но это редкость.
Одно вынес заключение из год , проведенных в интернате, плохо не иметь родителей, особенно маму. Поэтому вся любовь ребенка к матери у меня трансформировалась в любовь к своей супруге (это сугубо мое личное мнение). Я и сыновьям своим постоянно говорил: " Любите маму, берегите ее, она вас родила и дала вам жизнь!"
Очень проникновенный рассказ. Муж моей знакомой провел свое детство в детском доме, но это уже 70 -80 е года. Родственников было много, но после гибели матери никто взять его к себе не захотел. Даже проведывать не приезжали. Из рассказов моей знакомой поняла, что положение в дет. домах и отношение к воспитанникам стало хуже чем в послевоенные годы.
Вы знаете, мне одна женщина уже в годах рассказывала свою историю. Она родилась у очень молодой матери, которая загуляла с ее отцом, ушла от него, родила и оставила ребенка в детдоме. Отец даже не знал где его дочь, у него другая семья была, потом искал дочь, нашел ее в детдоме, когда ей было 10 лет. Но мачеха сказала - пусть живет уже там, она привыкла... Эта женщина мне рассказывала и плакала. Так она и выросла в этом детдоме, потом вышла замуж и родила 4 детей, я с ее дочерьми была знакома. Было это в Казахстане, эти люди потом в 90-е годы в Сибирь к нам переехали...