В конце декабря в новоиерусалимском выставочном комплексе открылась экспозиция "МЛАДШИЕ БРЕЙГЕЛИ И ИХ ЭПОХА. НИДЕРЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ ЗОЛОТОГО ВЕКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ВАЛЕРИИ И КОНСТАНТИНА МАУЕРГАУЗ".
Предполагается, что выставка потом поедет в Третьяковскую галерею или ГМИИ Пушкина, как это часто бывает с выставками в Новом Иерусалиме. Это такой плацдарм-испытание. На нее еще можно успеть, продлили время выставки до 27 июня, хотя хотели свернуть 11 апреля. Я думала, что мы уже опоздали, но нет.
Многие друзья московские поехали специально, приобщиться к искусству. Если вы не знаете кто такие Брейгели, то на сайте музея есть краткий экскурс. Да, есть самый известный основатель нидерландской живописи Питер Брейгель Старший (Мужицкий) 1525-1569. Он писал в родной Голландии пейзажи, портреты, сценки, библейские сюжеты.
Картины (в основном масло по холсту или доскам) есть в большинстве известных мировых галерей. Лично я помню его "Калек" в Лувре (Париж). В России, насколько помню, есть только работы его многочисленного потомства, причем в основном в частных коллекциях. И картины выставлялись в ГМИИ Пушкина (там было лишь 29 работ), но сейчас в Истре открыта другая выставка.
Здесь порядка 70 работ, среди них Питер Брейгель Младший (Адский), Ян Брейгель Старший (Бархатный), Ян Брейгель Младший. Все картины относятся к XVI-XVIII вв. Есть пейзажи, натюрморты, библейские сюжеты, сцены сельской жизни.
На выставку можно попасть только по электронному билету, купленному на определенное время, мы взяли на 19-00 перед закрытием. Полный билет - 400 рублей, льготникам в два раза меньше. На входе требуют надеть маску, но не предоставляют (в отличии от других музеев).
Картины расположены в трех залах, есть аудиогид за 250 рублей. Экспозиция неплохая, научились правильно располагать и правильно ставить свет, тут придраться не к чему. Раньше было значительно печальнее даже в Эрмитаже. Проблема в другом. ВСЕ картины покрыты чудовищно толстым свежим слоя лака. Такого я не видела ни в одной мировой галереи. Под этим слоя лака все равно можно разглядеть, что масляные поверхности совершенно не имеют рельефа как это бывает с письмом маслом. Ряд работ отмечен: "дуб, паркетированная доска". НО паркетированный, значит из дощечек, да и сам дуб не длинноволокнистый, поэтому деформироваться дугой не может. Если приглядеться, то мы увидим в местах зазоров с рамами (искусно состаренными), что картины напечатаны на листе двп, некоторые деформировались.
Представляете? 16 век. Стекол нет на картине, пылинок нет, только лак и абсолютно плоская поверхность. Мне довелось не только бывать в музеях, но и работать при музеях, где создавали очень дорогие качественные репродукции с натурализированным покрытием и полной имитацией.
Я так поняла, что король-то ненастоящий? Картины неподлинные? Или ошибаюсь. Впрочем, ничего удивительного. Интересными показались прозвища этих самых отпрысков: Бархатный, Адский. Это ж надо было так придумать. Их давали в зависимости от характера творчества или характера самого художника? Я не знаток живописи, но теперь обязательно посмотрю репродукции, стало интересно, такое большое семейство художников. Неужели все такие талантливые или это уже было как семейное ремесло у них?
Чувствуется "слог профессионала". К сожалению, я очень далека от живописи, мало что понимаю в ней, но с большим удовольствием прочла все то, что Вы написали.
При всем моем желании мне туда не попасть. А потому, думаю, знатоки и любители живописи и особенно такой, заинтересуются всем тем, что Вы изложили в своем отзыве.
Кстати, у меня приятельница, живет в Москве и она любит живопись. Надо скинуть ей ссылочку. Возможно, что это ее заинтересует, если она не знает об этом. Спасибо.
Я тоже далёк от живописи и всех ее тонкостей, но отзыв очень интересный. Иногда очень интересно посмотреть различные картины, я всегда попадался тому, как люди не имея тех возможностей и технологий, которые есть сейчас, создавали настоящие произведения искусства. Плюс ко всему большая часть из них выглядит намного лучше и качественнее, чем некоторые современные работы. Может быть тогда творцы вкладывали больше души в свои работы. Живопись вообще поразительное явление, окружённое множеством тайн и загадок.
Что-то я не поняла - получается, что это выставка репродукций? Тогда по какому поводу весь шум? А еще, честно говоря, увидев такую вот вывеску, и не имея понятия, кто такие эти МЛАДШИЕ БРЕЙГЕЛИ, я бы прошла мимо однозначно. Кроме хорошего шрифта, ничего впечатляющего нет, а по изображению я бы решила, что эти Брейгели - средневековые клоуны.
Это я не к вам адресую претензии, а к устроителям выставки. Сейчас итак людей к настоящему искусству под дулом пистолета не затащишь, а тут еще и настолько никакая реклама...
Мне что-то подсказывает, что живопись тут своеобразная. Конечно, каждый художник видит собственное творчество исключительно у себя в голове, поэтому у каждого находятся последователи.
Сама тоже к живописи отношусь постольку-поскольку: не восхищаюсь и не охаю, но и не плююсь. Художники все-таки не все от слова "худо", как говорилось в одной из книг про Незнайку. Но организаторы подобных мероприятий, конечно, молодцы: завлекают народ, ищут способ достучаться и показать культуру того времени. Уверена, что желающие будут непременно))
Жаль, что нет фотографий репродукций с этой выставки. Именно по ним хотя бы можно было бы как-то судить об этой коллекции. Зато узнал какие зазоры с рамами и насколько толст слой лака, которым покрыты картины.Теперь в компании могу козырнуть такими тонкостями о работах братьев Брейгели. Правда не сумею рассказать какие работы произвели большее впечатление и что на них изображено было, что меня так тронуло, зато все огрехи устроителей выставки разложу по полочкам. И это будет звучать правдоподобно.
О художниках Брейгелях до отзыва не слышала. Поэтому залезла в интернет и посмотрела их работы, чтобы иметь представление хотя бы небольшое.
Почему-то я не заморачиваюсь на чём пишут свои шедевры художники. Конечно, есть какие-то истории у картин или у создателей, тогда интересно послушать. А так, я просто хожу на выставках, любуюсь картинами и отмечаю для себя, нравятся они мне или нет.
А вот художники и искусствоведы видят и знают намного больше нас. Их очень интересно послушать, потому что иногда не обращаешь внимание на очевидные вещи, а они тебе всё растолкуют)
Репродукции ставить не стала, их много в интернете, загрузите, гляньте, если интересно. Творчество у них своеобразное, но во-первых, это голландцы, у них свой стиль, во-вторых это такой формат, прообраз комиксов, хотя это слишком прямолинейно. Обратите внимание, что творило все семейство, а великие художники рождаются все же на таким семейным букетом. Очень хотелось пойти, потому что нет выхода, не поехали в Европу из-за короны. То, что это репродукции - мое имхо, основанное на опыте посещения музеев и работы по созданию репродукций, никому не навязываю, просто расстроилась. В любом случае посещение выставки это некий формат, в котором что-то может в душу запасть в отличии от мелькания в мониторе. Если с репродукций западет, то уже хорошо, тем более они реально качественные.
Интернет показывает, что у Брейгеля-старшего признано к сегодняшнему дню только 45 картин, большая часть из них почему-то в Вене и в Брюсселе, где он похоронен. Во время его жизни деление Голландии и Бельгии проходило иными демаркациями. Определить, относятся ли картины к 16-18 веку или сделаны сейчас довольно легко. После наступления ядерного века, т.е. со второй половины века XX льняное масло для масляных красок стало накапливать изотопы цезия и стронция. Этот метод годится, если на представленных картинах хотя бы есть масло.
Да, давно я не ходил на художественные выставки. Очень давно. Раньше как-то тянуло, все посмотреть, пощупать и использовать. А теперь суета закружила в своих мелочах, а крупное и не разглядеть в этом круговороте мелких событий. Но судя по профессиональному отзыву, что-то не так в этих работах. Пытаюсь найти источник беспокойства и не нахожу. Может все-таки придется посетить эту выставку и так сказать воочию убедится в высказанных автором предположений. Как говорится, будем посмотреть.
Брейгель старший все таки был изначально восхищен творчеством Иеронима Босха, на картинах которого особенно удавались всяческие уродцы и греховные извращения. Наверное им обоим присуще было замечать именно пороки общества, как это бы делали врачи, ищущие в организме пациентов какие-либо патологические аномалии. Но Брейгель старший все таки нашел и собственный стиль, создав пасторальный сюжет про охотников, где визитной карточкой являются деревья с разлапистыми кронами. Ну а младшие отпрыски художника, являлись скорее всего лишь "творцами", разрабатывающими идеи отца уже по заказу своих клиентов. Новое пробить трудно, тема своеобразная, а семьи кормить надо.А эти репродукции, скорее всего сделаны на обычном принтере и дешевом полотне, отчего и покрыты густым слоем лака. Но они тоже так зарабатывают.
Невероятная версия! Перед нами искусные имитации? Такого мнения об очень недешевых приобретениях коллекционеров Валерии и Константина Мауергауз я ещё не слышала. Тоже была на выставке. Она имеет очень большой резонанс и притягивает любителей Питера Брейгеля Старшего, мужицкого. Хотя его каротин на выставке как раз и нет. Есть только картины потомков по мужской линии и последователей. В Петербурге была выставка потомков Брейгелей по женской линии. Интересно, что там с подлинностью?
Мне очень стыдно, но я не знал, кто такие Брейгели, но вот теперь познакомился, благодаря вам. Спасибо. Вообще я картины люблю и не раз бывал в Третьяковской галерее. Да и в Эрмитаже, и в других музеях, но творчество этих мастеров как-то прошло мимо. Теперь уж обязательно поинтересуюсь. Но, неужели и правда опять подделки.. Какие все люди стали талантливые, подделывают все, что можно и что нельзя. Мне кажется настоящую старую картину можно не только увидеть, но и почувствовать. А у подделок души нет.
Интересная статья о выставке экспозиции "Младшие Брейгели и их эпоха"! Я о династии художников Брейгели узнала впервые, с удовольствием посмотрела бы картины на тему сцены сельской жизни, натюрморты и пейзажи. Я бы сходила на выставку, если она была выставлена в более доступном месторасположении, в Иерусалим специально не поехала бы.
Из отзыва не совсем понятно, получается там выставлены репродукции очень качественного исполнения. Но не знатоки живописи наверное приняли бы за оригинал!
Голландские художники всегда отличались своей живописью, даже 2-3 века назад. А сейчас, безусловно, трёх вековые шедевры однозначно притягивают внимание как специалистов, так и просто, праздных обывателей.
Для меня семья Брейгель, ни о чём не говорит. Я не слышал ни про отца, ни про сына.
А вот благодаря данной публикации, мало-мало просветился.
Конечно, на слуху у российского человека, были и остаются фамилии и имена, которые он разгадывал в кроссворде, заполняя пустые клеточки с соответствующим заданием-вопросом. Это, по сути так.