Шла по улице, увидела афишу: Московский ТЮЗ, Генриетта Яновская, Кама Гинкас... И вспомнила ...Красноярск, театр юного зрителя!
Да, эти два имени ассоциируются у меня именно с Сибирью, с промышленным правым берегом города на Енисее, с пыльным театром, куда я ходила сперва по работе, а потом просто по зову души.
Был конец девяностых годов, и наша газета то и дело писала о том, как всем трудно живётся - и заводам, и театрам, и врачам, и учителям, и вообще людям.
Всех было жалко, но самый высокий процент этой жалости в моем представлении сосредоточился именно на Красноярском театре юного зрителя. В нем как бы в сгущенном виде объединились все проблемы: и бюджетные, и производственные, и общечеловеческие.
Этот театр географически находился наособицу от всех прочих красноярских театров. "Все прочие" - драматический, оперы и балета, оперетты, кукольный - располагались в историческом центре города. У них были свои фанаты и поклонники, свои постоянные посетители.
А ТЮЗ размещался "далеко", завзятым театралам добираться неудобно.
Первоначально предполагалось, что этот театр заполнит собою "культурный вакуум" красноярского правобережья. Да так оно и было, когда ТЮЗ открылся в декабре 1964 года, и в Красноярск приехал целый выпуск Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
Да, красноярцы гордятся, что творческий путь Николая Олялина, Ларисы Малеванной начинался в Красноярском театре юного зрителя! И Генриетты Яновской с Кама Гинкасом - тоже! Правда, последние приехали в Красноярск уже в 1970-м, когда Олялин и Малеванная вернулись в Ленинград.
Когда-то я хорошо знала все перипетии Красноярского ТЮЗа и очень жалела, что такой славный романтический театр, такой популярный в 60-е-70-е годы, ныне - то есть, в 90-е - находится в ужасающем упадке!
Огромное каменное здание бывшего Дворца культуры с колоннами было пустынным, холодным и неухоженным. Тяжёлые портьеры, казалось, не менялись с 1964 года; в буфете висела красноречивая табличка, что еду в зал носить нельзя. А зрительный зал был полупустой.
У меня просто сердце кровью обливалось от всего этого! Потому что, на мой простодушный взгляд, тюзовские спектакли были ничуть не хуже "пушкинских", то есть тех, что шли в драмтеатре имени Пушкина. В особенности нравились спектакли, поставленные режиссером Владимиром Берзиным - "Стеклянный зверинец" и "Сваха".
Один раз, кажется, когда "Зверинец" шёл, а зале сидели буквально несколько человек - пять или шесть. Возможно, это и к лучшему - потому что спектакль настолько тонкий и нежный, что толпе его, вроде, и не покажешь. Но актеры играли не просто хорошо, а восхитительно, проникновенно, искренне - и было неудобно перед ними, что нас, зрителей, так мало!
Помню ещё, что, кажется, в 1999 году, на 35-летие ТЮЗа, состоялось торжественное собрание, на которое приехал Кама Гинкас. На этот раз зал был почти полон, пришли разные культурные начальники с цветами и поздравлениями, звучали пышные речи. А потом на сцену вышел главный гость - бывший главреж Красноярского ТЮЗа Кама Гинкас. Он присел на краешек сцены, на просцениум, и тихо заговорил о том, каким был Красноярск и театр в 1970-х годах и какими они стали теперь.
Мне запомнилось, как он описывал жёлтый туман и множество людей, ехавших на работу через мост (Коммунальный мост через Енисей, тогда единственный, соединяющий правый и левый берег Красноярска) и как их "выплёвывали" переполненные автобусы...
Воспоминания очевидца заставили снять розовые очки, через которые я смотрела на прошлое ТЮЗа. Я поняла, что прекрасные спектакли (рецензии на них нашла в старых газетах) создавались через труд и страдания...
В общем, Кама Гинкас сломал режиссерскую задумку праздника и сказал о сегодняшнем (то есть тогдашнем, уже, получается, почти четвертьвековой давности!) ТЮЗе то, что он о нем думает на самом деле. Не помню подробностей, к сожалению. Помню только общий горький, но в то же время энергичный, тон.
Пожалуй, на этом мне надо завершить свой затянувшийся отзыв. Упомяну только, что посмотрела сейчас сайт Красноярского ТЮЗа и, судя по нему, сегодня этот театр вполне здоров и успешен. Дай-то Бог!
Все иллюстрации из Интернета. К сожалению, не нашла старых, архивных фото -- с прежними актерами и прежними спектаклями.
Красноярский ТЮЗ сегодня
Народная артистка РСФСР Лариса Малеванная в гостях у газеты "Красноярский Рабочий".
Народные артисты Российской Федерации Генриетта Яновская и Кама Гинкас. Их помнят и любят в Красноярске!
Подозревала, что в Красноярске есть ТЮЗ, но ни разу не слышала, чтобы кого-то из четырех моих племянников туда водили. Ну, значит пацаны не театральные, хотя по музеям только так, чего только дом Сурикова стоит в совместном посещении.
Здание красивое, такое классическое театральное, на наш дом культуры похож. У вас положено ставить "Юнону и Авось", раз уж памятник Командору есть.
Нашей семье нравится ходить в ТЮЗ и особенно на спектакль "Кеды". Несколько раз уже ходили и не надоедает даже. Конкретным музыкальным оформлением вычистили всю злость пьесы и думаю, что Стрижак не был бы доволен таким поворотом)
Получилось очень живо и многопланово, совершенству нет предела! У молодого драматурга получилось агрессивно, а у молодого режиссера по- моему с верой в будущее. Меня всегда ТЮЗ удивляет, радует интересными спектаклями и впечатляет актерской игрой.
Спектакль о жизни молодежи без прекрас, как есть и увидел свою жизнь пять лет назад. Давно не испытывал таких эмоций от спектакля. Заставляет задуматься о своей жизни, какое ты место занимаешь в этом сложном мире и чем ты лучше этого главного героя. Все очень экспрессивно и тонко и обязательно еще пойдем.
...А это и есть бывший Дворец культуры имени Маяковского! Да, Красноярск - очень красивый город! Со многими музеями, театрами, памятниками! Кого только не встретишь - и Чехова, и Поздеева, и Астафьева, и Войно-Ясенецкого, и Пушкина с Натали, и Ромео с Джульеттой, и Аполлона Бельведерского...