Отзыв: Фильм "Долг" (1977) - "даю слово" - ключевая фраза фильма, расставившая всё по своим местам.
ДОСТОИНСТВА: Удивительно светлый, одухотворённый образ, созданный Николаем Олялиным и многое, многое другое.
НЕДОСТАТКИ: Техническое несовершенство фильма, не имеющее никакого отношения к его художественной ценности.
Семидесятые годы прошлого века оказались удивительно удачными на хорошие отечественные фильмы, выходившие в то время на советские экраны. При минимальных бюджетах и ограниченных технических возможностях общий художественный уровень любой "средней" по качеству советской картины НА ПОРЯДОК превосходит любого из современных российских псевдоблокбастеров. Что же касается актёрского мастерства, то здесь просто не может быть никакого сравнения. Русская актёрская школа умерла вместе с советским кинематографом. В прежние времена девяносто пять процентов современных "звёзд" были бы "отсеяны" после первого же тура вступительных экзаменов в любой театральный ВУЗ. Половина из оставшихся пяти процентов "не дожила" бы до "госов". А тех "счастливчиков", которым каким-то чудом (не будем уточнять каким) удалось-таки получить диплом, в нормальных театрах не пустили бы дальше массовки. И пусть меня закидают тапками записные театралы/кинолюбители, но я утверждаю - после того, как в девяностые годы наша социально-экономическая система совершила "дауншифт", российские театр и кино "мигрировали" из сферы культуры в сферу услуг на постоянное место жительства, И БОЛЕЕ НИЧЕГО ОБЩЕГО С КУЛЬТУРОЙ НЕ ИМЕЮТ.
Вот такое пространное вступление.
Вы уж простите.
Итак, в качестве примера одного из хороших старых советских фильмов можно привести историческую драму "Долг", снятую режиссёром Анатолием Ниточкиным в 1977 году по мотивам рассказов Всеволода Иванова о гражданской войне в России 1917-1922 годов. Сюжет фильма таков. Гражданская война. Осень 1920 года. Туркестан. Остатки изрядно "потрёпанного" в боях с белогвардейцами и басмачами отряда красноармейцев под командованием комиссара Селиванова (Николай Олялин) продвигаются на соединение с частями РККА («Рабоче-крестьянская Красная Армия» - для тех, кто не в курсе).
Их преследует белогвардейский отряд, возглавляемый полковником Степановым (Леонид Марков - очень известный актёр, великий мастер своего дела, не нуждающийся в каком-то отдельном представлении) и басмачи местного хана Дженгенева (Ануарбек Молдабеков). По пути красноармейцам встречается бедный кузнец киргиз Темирбей (Болот Бейшеналиев) с телом изуродованной дочери, которую убили басмачи, предварительно надругавшись над девушкой. Темирбей жаждет возмездия и просит у "кызыл уруса" (красного русского) винтовку. Селиванова трогают чувства отца, потерявшего дочь. Он не вправе ему отказать и отдаёт свою винтовку. С этого момента в отряде становится одним "штыком" больше.
Однако, дело к вечеру. Отряд останавливается на ночлег в доме одного из русских поселенцев. Все измотаны. Много раненых. Люди валятся с ног от усталости. Селиванов отдаёт распоряжение помощнику Карнаухову (Валентин Никулин - очень любимый мной актёр. Прошу не путать с Юрием Никулиным. Вот лишь некоторые фильмы с его участием: "Путь к причалу", двухсерийный телефильм "Идущие за горизонт", детский телевизионный спектакль "Аптека "Голубые шары"") выставить на ночь дозоры. Но, как это зачастую бывает, тот понадеялся на "авось", думал, что "пронесёт". А вот "не пронесло"! Дженгенев ещё днём обнаружил отряд Селиванова, но вступать в бой не стал. Следствием чего был серьёзный разговор с ним полковника Степанова, который потребовал от Дженгенева более активных действий, а в случае, если тот не прислушается к этим требованиям - фатальных для него последствий. В фильме этот эпизод очень интересно обыгран.
Получивший европейское образование, служивший в Петербурге, избранный ханом, умный, расчётливый и злопамятный Дженгенев не стал торопить события и рисковать своими людьми понапрасну отнюдь не из альтруизма. Просто охотиться на людей, особенно когда они об этом не подозревают, куда-как занимательнее, чем просто воевать. Для Дженгенева это что-то вроде спорта, почти искусство. Он этакий эстетствующий хищник. Тем более что убить неверного - подвиг, убить дважды неверного - "красного" - подвиг вдвойне. Хотя, как далее выясняется, не такой уж он правоверный "магометанин".
План Дженгенева рационален и прост. Совершить ночную вылазку в расположение ничего не подозревающих "красных" и перерезать их спящих с минимальными потерями или вовсе без потерь со своей стороны. Так и вышло. Чуда не произошло. "авось" не вывез. После совместной ночной вылазки белогвардейцев и басмачей "красный" отряд был начисто разбит. Дженгенев добивал раненых. Белоказаки расстреливали остатки красноармейцев у ближайшей дюны. Полковник Степанов, с отблесками зарева пожарища на лице, погружённый в свои мысли неторопливо шёл мимо последних оставшихся в очереди "в гости к Богу" красноармейцев. Проходя мимо Селиванова полковник поднял глаза. Их взгляды встретились. Полковник остановился. Что-то в этом лице, в этих глазах, в этой усмешке показалось Степанову знакомым. Где-то он уже встречался с этим человеком. Вспомнить бы, при каких обстоятельствах. А там уже будет проще понять, почему его, полковника Степанова, это так беспокоит. Полковник даёт команду остановить расправу, оставшихся красноармейцев вместе с киргизом заключить под стражу, а Селиванова доставить к нему на допрос.
Признаюсь, сцена допроса - это отдельное эстетическое удовольствие! Настоящий мастер-класс для начинающих актёров! Эту сцену нужно в обязательном порядке демонстрировать студентам всех театральных ВУЗов в качестве наглядного пособия! Сразу поясню. Допрос - не пытка. Никакого насилия. Только общение непримиримых, но достойных уважения противников. В ходе допроса полковник Степанов пытается выяснить, где он мог раньше встречаться с этим человеком и начал с вопроса о том, в какой части, и в каком чине тот служил "в германскую", в каких городах, и в какое время бывал. Получив ответ, что в январе 1917 года он был в Воронеже, полковник Степанов, не сразу, но стал припоминать, что в январе 1917 года в Воронеже, в Офицерском собрании он проиграл в карты... капитану..., но вовремя отдать долг не смог..., а это позор. В гражданскую многие офицеры оказались по разные стороны: кто у "белых", кто у "красных". Ничего удивительного... Так вот оно что! Вот что его - полковника Степанова, так беспокоило всё это время! Вот почему ему так знакомо лицо этого человека, выражение этих глаз! Карточный долг - долг чести. В офицерской среде это неписаный закон. Теперь полковнику всё стало ясно. Перед ним со связанными за спиной руками сидит человек, перед которым он, полковник Степанов, в долгу с 1917 года. Полковник Степанов считает себя честным офицером, который чтит традиции и привык отдавать долги. "Я клянусь Вам капитан, что отпущу Вас невредимым, скажите только, сколько я Вам должен?" - обращается полковник к Селиванову. "Полковник Степанов, я никогда в жизни не брал карт в руки. Кончайте меня, устал" - отвечает Селиванов.
В ожидании рассвета, а вместе с ним неизбежной смерти, между Селивановым и Карнауховым завязывается разговор. "Нельзя свою растяпность сваливать на мглу и усталость, Карнаухов. Приговорил ты нас... к расстрелу" - тихо говорит Селиванов. "Я-ж в революции с девятьсот пятого года..." - недоумевает Карнаухов. "Тем более..., за такое время к дисциплине можно было привыкнуть" - отвечает Селиванов.
И лежать бы им - "соколикам" под жарким степным солнцем лицами в песок, дразня шакалов и лисиц. А через неделю-другую их косточки, разнесённые зверьём по всей степи, занесло бы песком и затерялись бы красные серпастые звёздочки с их картузов в бескрайних степных дюнах, если бы не оказия.
Пленников освобождает казак Трифон (Юрий Назаров - грандиозный актёр, снявшийся в таких замечательных фильмах, как "Андрей Рублёв", "Горячий снег", "Кавказский пленник", "С любимыми не расставайтесь", "Прощание славянки"). У этого персонажа своя история, которую я пересказывать не стану. Такое можно оценить лишь увидев своими глазами. "Ваше благо..., эти..., товарищи красногвардеи, выходи!". Так бывший "белый" казак Трифон становится спасителем и временным попутчиком для Селиванова, Карнаухова, киргиза Темирбея и ещё двоих уцелевших бойцов. Только уж сильно не по сердцу Карнаухову пришёлся Трифон с его жёлтыми казачьими лампасами. Не доверяет он Трифону, всё косится в его сторону, ждёт подвоха. Как-то на привале Карнаухов спрашивает у Трифона: "Ты за какую власть-то, а?". "... За покосную" - пару секунд поразмыслив, отвечает Трифон, продолжая наматывать портянку. "За какую-такую "покосную"?" - не понимает Карнаухов. "А какой вот на покос пора. Трава-то видишь, перестояла" - отвечает Трифон. Ему вся эта грызня "белых" с "красными", именуемая "гражданской войной", а также "торжество мировой революции" вместе со "святой белой Русью", что называется, "до лампады". У "белых" своя правда, у "красных" - своя. Надоело Трифону смотреть, как русские люди убивают русских людей. А потому и правда у него своя собственная - не "белая" и не "красная" - "третья правда".
Между тем отряд из шести человек продолжил путь и некоторое время спустя повстречал повозку, запряжённую парой лошадей. Отряд выслал дозорного навстречу. Повозка круто развернулась. Сидящие в ней люди в офицерских шинелях открыли винтовочный огонь. Дозорный был убит. Последовала стремительная и короткая погоня. В скором времени всё было кончено. Пятеро подъехали к остановившейся в степи повозке, в которой лежали два бездыханных тела в офицерских шинелях. Селиванов снял фуражку с головы одного из них. Тяжёлые густые локоны красивых тёмно-русых волос упали вниз. Это была женщина. Неожиданно из повозки донёсся детский плач. Там, в повозке, в плетёной корзине, завёрнутый в одеяльце лежал младенец в кружевных пелёнках.
С этого момента начинается самое интересное. Именно с этого эпизода особенно ярко, рельефно и отчётливо показана "дуга характера" каждого из персонажей. Отношение к младенцу является мерилом добра и зла, показателем истинной сущности каждого персонажа этого фильма.
Раз уж так получилось с родителями младенца, Селиванов решает не оставлять его на погибель, а взять с собой и заботиться о нём. Только не все с этим решением согласны. Карнаухов, с его "классовым чутьём", совсем не готов возиться с "классово чуждым элементом", считает его ненужной обузой, косится и злословит в адрес мальца. Трифон - напротив, проявляет находчивость и смекалку для спасения жизни маленького человека. С этой целью он скачет в соседний аул в поисках молока, пытается на пальцах объясниться с местными, но ничего не выходит. Тогда он не находит иного выхода, как похитить кормящую мать с её ребёнком и привезти их в отряд. И не понимает, простая душа, что по местным обычаям, совершает тяжкое преступление, чем вызывает недовольство и осуждение киргиза Темирбея. В разговоре с Селивановым Темирбей выражает недовольство поступком Трифона и сравнивает их отряд с бандитами. Селиванов, выслушав Темирбея, признаёт, что они совершили не хороший поступок и, вместе с тем, ставит его перед выбором. А вот перед каким выбором, я говорить не стану. Это нужно видеть своими глазами. Скажу лишь, что сделанный выбор оказался верным и спас младенцу жизнь. Турсуна - похищенная Трифоном женщина, в конце концов признала младенца и допустила его к ргуди.
В связи с этим интересен разговор Трифона с Селивановым. "Слышь! Киргизка-то всю грудь нашему скормила. Наш-то хилой, ну вот она ему... Тоже ведь, человек, киргизка-то, а?" - говорит Трифон Селиванову. "Человек..., без всяких "тоже"" - отвечает Селиванов. "Да" - соглашается Трифон и тут же добавляет: "А как же нас поп-то полковой учил..., не крещёны - вроде как не люди. Убить некрещёного и греха нет". "Все люди - товарищи. Вот за то и воюем" - тихо, но уверенно говорит Селиванов.
На рассвете Трифон прощается с Селивановым такими словами: "Прощевайте, люди хорошие. Не по пути нам. С "белыми" мои дороги разошлись, а перед "красными" грехов много, не простят. У Вас, ведь, своя война. А я домой подамся". На предложение Селиванова выправить мандат о том, что помог его отряду в бедственном положении и, в случае, если Трифон попадёт к "красным" это зачтётся при решении вопроса о его судьбе, Трифон отказывается, посоветовав Селиванову определить правильную жизнь для мальца. На том и расстались. Подозрительный Карнаухов и здесь углядел подвох: "Матёрая контра уходит... Пустил бы я его в распыл". На что Селиванов с усмешкой отвечает: "Революция, Карнаухов, не барышня, конечно, но и для неё руки чистые нужны, а то так свои заляпаешь... ".
А тем временем, беглецов преследует белогвардейский отряд, возглавить который вызвался сам Дженгенев, в ответ на просьбу полковника Степанова, раздосадованного не столько бегством пленных, сколько срывом прекрасной возможности рассчитаться с карточным долгом и тем самым восстановить своё честное имя. Погоня в самом разгаре. Жденгенев с азартом травит беглецов и ему почти удаётся их настичь, но в этот раз удача не на его стороне. Беглецы сворачивают в камышовые заросли. Зная, что долго им не продержаться и "волчья свора" Дженгенева в конце концов доберётся до них, Темирбей осознанно жертвует собой ради спасения людей, с которыми судьба свела его каких-то два дня назад и которые стали ему родными, и близкими за это время. Темирбей поджигает камышовые заросли без малейшей надежды на собственное спасение, что даёт возможность беглецам оторваться от погони.
Здесь есть очень интересный эпизод разговора полковника Степанова и есаула Шипова сразу после боя в камышах, который соответственно характеризует этих людей. Я намеренно лишь упоминаю о нём, а не описываю подробно. Лучше взглянуть на него своими глазами.Теперь беглецов только трое: Карнаухов, Селиванов и Турсуна с двумя грудными младенцами на руках. Все остальные погибли. Селиванов, глядя как заботливо и трепетно Турсуна относится к детям, говорит: "Не такой тебе подарок надо. Да уж какой есть" и протягивает ей платок, добавив с грустью в глазах: "матери... домой вёз... Бери".
К этому времени пулевое ранение плеча, полученное Селивановым двумя днями ранее при отражении ночного нападения, даёт о себе знать. У него начинается жар. Силы покидают его. Турсуна проявляет заботу и прикладывает к ране Селиванова степную траву. Он благодарен ей за это.
Ну, а Карнаухов... А что, Карнаухов...? Где-то я читал, что на войне хороший человек становится лучше, а плохой - хуже. Последующая гнусная сцена, которую я не хочу описывать, лишь подтверждает это наблюдение. Скажу только, что негодяй получил по заслугам. Видать изначально была у члена ВКПб с "девятьсот пятого" года в душе "червоточина" и революцию он ждал как "манну небесную" по своим, шкурным причинам, чтобы оправдывать свои человечьи гнусности "великой целью". "Гнилым" оказался человечек. "Совести у тебя нет..., Карнаухов" - говорит Селиванов незадолго до смерти негодяя. "Так ты ничего в революции и не понял..., Карнаухов" - говорит Селиванов держа младенца в руках и теряя сознание незадолго до своей смерти.
А пока Селиванов с Турсуной и младенцами спасаются от "волчьей своры" Дженгенева меж крутых берегов извилистой и быстрой степной речки на старом плоту, найденном Селивановым у песчаной косы. Селиванов чувствует близкий конец, но он спокоен, мысли его ясны. "Вот ведь какое дело, Василий..., "Антонов огонь", брат - не шутка. Руку в лазарете отнимут. Факт. Ну-да ничего. Я тебя и одной рукой "в люди" выведу. Родителей мы твоих... не по злобе. Время такое." - обращается он к младенцу, как бы извиняясь, лёжа на плоту, подперев здоровой рукой голову и тут же с мечтательной улыбкой добавляет: "Вырастешь - жизнь-то какая будет! Голодных и обездоленных не будет! Не будет злобы у людей! По совести жить будут! А иначе за что же столько товарищей моих под бурьянами степными лежать осталось?".
Смотрю я на него, слушаю и верю, хочу верить, что так всё и будет!
Дженгенев хорошо знает местность. Он знает, что река делает крюк и плот прибьёт к мелководью. Там они с полковником Степановым и встретят беглецов.Тем временем плот, на котором плывут Селиванов с Турсуной и двумя младенцами, несёт всё ближе и ближе к мелководью. Беглецы замечают засаду лишь за каких-то тридцать метров до берега. Двадцать метров. Пятнадцать. Селиванов находит в себе силы подняться во весь рост. Он закрывает собой женщину с детьми. Теперь только десять метров чистой воды разделяют его и полковника Степанова. Сейчас полковник особенно отчётливо видит белую рубаху с бурым пятном на левом плече, растрёпанные ветром соломенные волосы, щетину на скулах осунувшегося лица, да голубые, глядящие с укором, глаза его "кредитора". В висках полковника гулко отдаётся фраза "даю слово", "даю слово"... Рука полковника Степанова медленно тянется к кобуре.
Это конец моего описания сюжета, но не конец истории. Обещаю, что развязка вас удивит. "Даю слово" - ключевая фраза фильма, расставившая всё по своим местам. Фильм получился очень пронзительным, щемящим и человечным благодаря многим составляющим: хорошему сценарию, хорошей постановке, профессиональной операторской работе, особенно с крупными планами, замечательной музыке композитора Георгия Фиртича, гениальной работе..., я не оговорился, ГЕНИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ВСЕГО АКТЁРСКОГО КОЛЛЕКТИВА!
Если после просмотра этого фильма кто-то пустит слезу, я не стану осуждать. Я пойму. Это не стыдно. НАЗОВИТЕ МНЕ ХОТЬ ОДИН СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ, ДОСТОЙНЫЙ ТАКОЙ ЗРИТЕЛЬСКОЙ РЕАКЦИИ?
И ещё. Я сознательно не писал об актёре, сыгравшем роль комиссара Селиванова для того, чтобы поговорить о нём отдельно. В этом фильме Николаю Олялину удалось создать удивительно светлый, одухотворённый образ человека, верящего в добро, справедливость, равенство, братство, в людей, в идеалы, за которые он сражается, и которые, по сути, близки к христианским, но сам в Бога не верит. Или всё-таки верит? Это не важно. Важно то, что Олялин создал на экране образ хорошего человека, такого, которого нам вряд ли посчастливится встретить в обычной жизни.
Теперь о внешности этого актёра. О таких говорят: "С него бы иконы писать". В случае с Олялиным это не будет преувеличением. Я благодарен этому актёру за то, что он не сыграл в кино ни одной отрицательной роли. Роль Силантия в телевизионной дилогии "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка" - особый случай. Мне приятно, что Николай Олялин мой земляк и если мне когда-нибудь снова доведётся побывать в Киеве, я обязательно зайду на Байковское кладбище и возложу пару гвоздик на могилу этого незаурядного актёра. ДАЮ СЛОВО.
"О сколько нам открытий чудных..." Честно признаюсь, не помню этого советского фильма, несмотря на то, что главная роль за значимым, на то время, актером Олялиным. Помню его по многим кинопроизведениям того времени. В первую очередь по киноэпопее "Освобождение". Актер с харизматичной внешностью и, соответствующей тому времени, манерой исполнения.
Довольно подробная рецензия фильма этого отзыва, позволяет потенциальному зрителю сделать выбор, по поводу - смотреть или нет.
Советское кино тем и отличается от современного, что построено не на визуальных (где-то компьютерных) эффектах, а на игре и индивидуальных профессиональных качествах отдельно взятого актёра, его харизме. Впрочем, как любое, более-менее, значимое произведение исскуства, где главная картинка это психологический объект, и во вторую очередь цветовые спецэффекты.
"Так нельзя сказать. Надо посмотрять!"
Странно. очень странно, но я тоже не помню этого кино, тем более действительно Олялин актер очень яркий и запоминающийся. Но может быть просто память начинает потихоньку стирать прошлое. Вы так подробно описали этот фильм. Надо будет посмотреть и тогда наверное вспомню. А про современное кино и говорить не хочется. Одна блогер во МХАТЕ чего стоит. Да и низкопробные передачи опускают отношение к кинематографу ниже плинтуса. Хотя наверное все таки есть талантливые актеры, просто они бедные.
Тоже как уважаемые Polpotcat и Виталий, почему-то не видел данный фильм, скорее всего легший "на полку", по каким-то своим, видимо политическим или национальным мотивам, не сопрягающийся с волей партии и народа в то время. Харизматичное лицо актера Олялина, всегда ассоциировалось у многих зрителей с мужеством, добропорядочностью и прямотой, пусть некоторые роли его и не были слишком героичными. А в нынешние времена конечно трудно судить кто тогда был прав: басмачи-партизаны боровшиеся за свою свободу, революционеры желающие справедливости для всех, или "белые" не желающие лишаться царских наград.
Я, так же как и предыдущие комментаторы, данный фильм "Долг" абсолютно не помню. Актер Олялин мне знаком. В свое время он был очень популярен. Тогда и фильмов и актеров было относительно мало и мы популярных знали наперечет. Сейчас новые имена появляются значительно чаще и их все сложнее становится запоминать. Достаточно какому-нибудь сериалу выйти на экраны и собрать достаточное число зрителей, и уже исполнители главных ролей становятся "звездами". Потом на смену им приходят другие и так постоянно.
Увы, я тоже не смотрела этот фильм, как и все комментирующие. Фильм с интересным сюжетом, в основе которого - долг, честь, достоинство. Может эти понятия уже в современном мире и не так и совершенно по –другому воспринимаются, а может уже и канули в небытие. Но, людям того, времени этот фильм будет понятен и равнодушными не оставит. Порою в жизни встречаются очень сложные ситуации, и как сделать правильный выбор очень сложно. Жестокости и бессердечия можно встретить во все времена. Но доброта-это достоинство, порядочность, человечность всегда побеждает. Так как доброта присуща людям с сильным разумом, а таких людей намного больше, чем капелька злых.
Я смотрела этот фильм из-за актера Олялина, но помню смутно, спасибо, что вновь пробудили интерес. Фильм можно смело назвать историко-революционной драмой по рассказу Вс. Иванова. Про гражданскую войну не так много годных фильмов, чаще слишком однобокие идеологические. Каст там прекрасный: кроме Олялина, который играет душевного комиссара есть в качестве "плохого полицейского" Валентин Никулин. А еще и Ануарбек Молдабеков там такой молодой, умер спустя восемь лет, нам очень нравился.
А я согласен с одним из комментариев этого отзыва. Фильм, действительно снят в конце 70-ых годов прошлого века. И его мало кто видел. А вот почему он исчез с телевизионных каналов — непонятно. Есть ведь программы на "Русском иллюзионе", или канал "Русское кино", где эта картина с успехом могла демонстрироваться, как множество других аналогичных фильмов.
Тем более, про время гражданской войны, подобных фильмов не так уж и много.
А многие факты, в сценарии этой картины, не выдуманные, а подтверждаются архивными документами.