Давно заметила: если в каком-либо фильме фигурирует тема автомобилей, значит это — интересный и динамичный для меня фильм. Так же и с фильмом «Берегись автомобиля». Лично мне нравится в этом фильме не только то, что в нем есть погони, как сейчас это называется «экшн», и элемент детектива, а то, что эта динамичность идет вперемежку с более обыденными, жизненными и даже бытовыми моментами. Нам показывают переживания и колебания главного героя. Но это показано так тонко и умело, что ты весь фильм не можешь понять, зачем он это все, собственно говоря, проворачивает (если, конечно, смотреть впервые).
Фильм рассказывает нам о простом страховом агенте Юрии Деточкине. У него есть хобби — он играет в театре народной самодеятельности. Но есть у него еще одно, довольно необычное увлечение — он угоняет машины для продажи. Из-за этого второго «увлечения» он очень боится, что его дело раскроется, и его поймает милиция. И, по воле судьбы, его лучшим другом становится как раз милиционер. Но когда они только познакомились, Деточкин, конечно, еще не знал, что Максим Подберезовиков — его новый друг из театра — окажется милиционером-следователем, который как раз занимается делом об угнанных Деточкиным машинах.
Когда Максим Подберезовиков расследует эти дела, он, конечно же, не догадывается о том, что преступником на самом деле является его лучший друг Деточкин. Но когда уже все факты просто «кричат» об этом, до него все-таки доходит: Юрий Деточкин — преступник! Максим возмущен: «Как?! Его лучший друг, которому он так доверял, оказался банальным грабителем, угонщиком дорогих автомобилей?» Но не все, оказывается, так просто. Деточкин признается ему, что угонял машины только у жуликов, а деньги от продажи авто направлял исключительно в детские дома. Когда Подберезовиков узнал это, он стал любить и уважать его еще больше, а затем и вовсе отпустил Юрия. Тот «срывается» и опять угоняет автомобиль, из-за чего Подберезовикову приходится его арестовать. Но прежде чем сделать это, они оба блестяще играют премьеру спектакля в своем театре. Затем в суде Максим защищает Юрия и говорит фразу, которая потом пошла «в народ»: «Деточкин, конечно, виноват. Но он не виноват!».
Вообще я считаю сцену суда одной из самых «насыщенных» в фильме. Объясню, почему я так считаю. Во-первых, здесь собраны практически все персонажи фильма. Во-вторых, каждый из них говорит что-нибудь такое, что наиболее точно характеризует именно этого персонажа. Это мое личное наблюдение и небольшое открытие по поводу этой картины.
Интересный факт — Режиссер фильма Э. Рязанов изначально хотел видеть в роли Деточкина Иннокентия Смоктуновского, но тому было некогда. Были пробы многих других актеров, но в них Рязанов не видел той странности и детскости в поведении, которая есть у Смоктуновского. И в итоге он все-таки согласился. Сейчас, конечно, невозможно представить кого-то другого в этой роли.
В общем, рекомендую фильм к просмотру всей семьей, даже с детьми, ведь это — добрая советская комедия о дружбе и чести, которая учит добру.
В очередной раз Камила окунула меня в воспоминания о хороших советских кинокомедиях. Не смотря на то, что фильм черно-белый, он нисколько не теряет в своей привлекательности. Я бы сказал, этот факт добавляет изюминку. В фильме раскрывается тема частной собственности, которая становится ключевым инструментом в человеческих отношениях. Для советского общества, со своими колхозами и большими заводами, где все общее, в те времена собственный автомобиль могли позволить себе далеко не все. Как правило это были или заслуженные люди, или жулики. Вот с ними то и пытался бороться Деточкин. Правда и у него случались промашки, на чем он и погорел. Фильм очень достойный, даст эмоциональной энергии и многому может научить зрителя.
Фильм, который сам Смоктуновский недолюбливал, но парадокс - один из лучших его киношных ролей.
И учился водить машину прямо на съемках
Фильмы Эльдара Рязанова удивительным образом жизненные и неповторимые. "Берегись автомобиля" комедийная мелодрама несравненная с элементами криминала подходит для просмотра всех поколений. Какие мэтры собрались в этом фильме Ефремов, Смоктуновский, Миронов, Папанов...