"Спутник славы - это одиночество" (Ф. Раневская).
Сегодня о дерзком характере и гениальном таланте Фаине Раневской знают все. Но мало кто знает о её трагичной судьбе.
Фаина Раневская, одна из самых величайших известных советских и российских актрис двадцатого века. Родилась она в красивом, уютном городке Таганроге 27 августа 1896 года. Выросла в зажиточной еврейской семье. Её отец был промышленником и торговцем с титулом купца первой гильдии, имеющий несколько доходных домов, мельниц, имел фабрику масляных сухих красок, цех для выделки шерсти, а также был судовладельцем, являющимся владельцем парохода, оставивший в истории свой след. "Святой Николай" был роскошным судном, именно на нём совершала прогулку семья Николая II, а Лев Толстой возвращался из Крыма домой в 1902 году.
Можно сказать, Фаина Раневская была долюбленным ребенком в семье, в которой ощущала заботу, поддержку и понимание и то, что все на её стороне. Родители не только называли ласково Фанни, но и искренни любили дочь. Несмотря на теплоту близких она с ранних лет оставалась сложной и застенчивым подростком. Может быть причиной формирование этих у неё личностностных особенностей заключалось в её патологии речи, как заикание. По этой причине ей пришлось учится на домашнем обучении. Как удивительно не звучало, однако именно такая форма обучения помогла ей приобрести в себе уверенность. Она была любознательной, любила книги, музыку, пение, рисовала натюрморты и пейзажи, изучала иностранные языки...
Могла выйти удачно замуж, родить детей и жить счастливо. Но своё счастье она видела в творчестве. И всю себя, без остатка посвятила искусству и людям. Театр был для нее всем. И при всем этом оставалась одинокой.
Еще в свои юные годы, она знала, что будет артисткой. И несмотря на возражения отца, закончив школу, решила ехать в Москву, покорять сцену. И это был разрыв с семьёй.
Огромное влияние на формирование будущей актрисы поможет ей знакомство с Владимиром Маяковским, Василием Ивановичем Качаловым, Осипом Мандельштамом, Мариной Цветаевой.
Жаль, что в кино её великий талант не был использован в полной мере. За свою долгую жизнь и яркую карьеру, она сыграла всего лишь 25 ролей. В основном которые были эпизоды. Но именно ими она запомнилась зрителям. Фильм «Подкидыш», вряд ли кто сегодня вспомнит, а вот коронная фраза из этого фильма "Муля не нервируй меня" взбалмошной и капризной женщины Лели, роль которую играла Раневская помнят все. Однако, театральная жизнь её сложилась намного удачнее. И здесь, в Театре им. Моссовета, с режиссером Юрием Завадским возникали трения в отношениях. И однажды, не выдержав Завадский в сердцах крикнул: "Вон из театра", на что в ответ услышал помпезно: " Вон из искусства".
Творческие люди, как правило с особым мироощущением, часто оторваны от реальной жизни, им сложно обустроить свой быт и собственную жизнь. И практически остаются одинокими.
Удивительно, что творческий путь у Раневской тоже полон трагизма. Прославилась она своими непревзойденными вторыми ролями, и с экстраординарным чувством юмора. Хотя, пятиминутное появление в фильме, вообще можно назвать ролью. Но её образы отодвигали в стороны главных героинь красавиц. Главная роль в кино, у неё была лишь одна-в роли Лизы Скороход в фильме "Мечта" режиссера-постановщика Михаила Ромма. Но, зато, как она её сыграла!
О ней знают даже те, кто не смотрел ни одного фильма с её участием. Это человек - мем, её можно назвать фольклорным персонажем, героиней анекдотов. Её остроумные, дерзкие цитаты, фразы можно встретить везде - в журналах, в книгах, на любых каналах в интернете, в разговорной речи.
Слухов и сплетен вокруг неё ходило много. Известности и популярности ей хватало, но несмотря на это, на протяжении всей своей долгой жизни она оставалась одинокой. У неё не было детей, семьи. Не было в её творческой жизни главной роли, а в личной большой взаимной любви. И скажет она о себе так: " У меня хватило ума прожить глупую жизнь".
Но для нас всех она остается гениальной актрисой.
Мощная женщина и актриса, которую побаивались многие свирепые мужики и стервозные конкурентки. Она родилась и выросла в довольно зажиточной семье, которую раскулачил добренький дедушка Ленин, в которого затем стреляла некая эссерка Каплан, случайно или по совпадению, тоже звавшаяся Фанни, хотя как поговаривали злые языки, в образ Каплан, благодаря актерскому таланту, вполне могла войти и Фаина Раневская, о чем говорит еще и ее фамилия, как бы утверждающая какая Фанни "ранила" Владимира Ильича "отравленной" пулей.
Хотя некоторые поговаривают, что Ленина вместо свинцовой пули, стреляли обычным кондитерским "леденцом", а попросту твердой конфеткой, чтобы она растворилась в желудке "вождя народов" и не оставила следов преступления.
Ух ты, а я как -то пропустила это сравнение. И обе были одиночками, одна артистка - одиночка, другая террористка - одиночка. Но, в остальном, кроме имени, направления разные. Одна грезила театром, другая идеями. В истории, много тайн и не досказанного и разных доводов.
Но талант у Раневской гениален. И как могли режиссеры проходить мимо такой колоритной личности. Если из-за характера, то у творческих людей у всех характеры не сахар...
Какая интересная статья!! Спасибо Людмила!
Там только малюсенькая опечатка в самом начале, - родилась Раневская не в 1986 году, а в 1886 году, верно?
Я эту актрису, как и большинство наших соотечественников, люблю, уважаю и почитаю! А вот фильм "Мечта", не смотрела... Ну или не помню его совсем, теперь обязательно посмотрю, как будет время, а также, теперь после вашей статьи, захотелось посмотреть сериал, который сейчас идет по телевизору, на работе все его обсуждают, говорят очень интересный качественный фильм сделали по биографии Фаины Раневской.
Честно говоря, по поведению этой Великой женщины, по ее манере себя подавать, было видно что она не из простой рабоче-крестьянской семьи. Она с таким достоинством себя несла по жизни, что каждому было видно - это не маленький человечек, это Великая Личность!
И по примеру других наших великих актеров: Сергея Филиппова, Алексея Смирнова, Льва Перфилова, Борислава Брондукова, Зиновия Гердта и многих других, любимых и известных, которых признавали "Королями Эпизода", мы знаем, что роли второго плана могут приносить такую же популярность как и главные роли, все дело в таланте. Актерское мастерство у Раневской и других перечисленных актеров было таким, что их роли больше производили впечатления на зрителя, больше запоминались, чем главные.