В 2019 году я поступил в университет на заочное отделение. Благо давно была у меня такая мечта-получить высшее образование. Первая зимняя сессия прошла в обычном формате: приезжали в универ, аудитории на сотню человек, препод, которого из-за гула студентов и не слышно иногда. лекции и экзамены. И тут грянул зловещий 2020 год, а с ним пришла коронавирусная пандемия. Весной стали быстро переходить на дистанционное обучение.
Скинули нам платформу от Майкрософт, наделали логины и пароли, и преступили мы к дистанционному обучению. И что бы вы думали? Все оказалось не так плохо. Скорее, наоборот.
Во-первых, студенты, которым приходилось ездить из других регионов (просто обучение дешевле в той области, о которой я говорю) просто сидят дома с пирожками и кофе, взяв ноутбук и наушники.
Во-вторых, слушают лекции, которые можно легко записать, а потом просмотреть и прослушать сколь угодно раз. Задания на сессию все делаем в цифровом формате, а значит не надо тратиться на всякого рода бумаги, принтеры и прочее.
Экзамены и зачеты тоже проходят в том же режиме - преподаватели подключаются и работаем. Сейчас уже наступил 2022 год, скоро очередная сессия назревает и нам уже сообщили, что она точно пройдет в том же дистанционном формате. Так, наверное, и закончу университет - даже туда и не ездив. Как по мне - так дистант у заочников - это классно!
Что же касается школ и очного формата обучения, то тут уже совсем другая песня: детям в школе без учителя никак, а компьютер никогда не заменит живого учителя. Особенно это касается тех дисциплин, по которым дистанционное обучение не провести никак. Физкультура, например. Но придется привыкать к такому формату, потому что пандемия с нами надолго.
К данному формату обучения нужно привыкать. Это неизбежность. Другое дело как правильно выбрать то самое обучение и того самого преподавателя. Сейчас наверное большинство онлайн школ это практически лохотроны, предоставляющие стандартные шаблонные курсы, собранные из бесплатных материалов, которых полным полно в интернете.
Мой старший сын- школьник. И могу вам сказать, что 10-ый класс на дистанционном обучении это просто ерунда. Первую половину дня он проводит за ноутбуком, а вторую делает уроки. И так 5 дней в неделю. Если что-то не понятно, тот в классе учитель мог подойти и объяснить ещё раз. Но тут так не получается. Приходится пересматривать урок по несколько раз. Под конец дня у него глаза красные, как раки варёные. Нервная система расшатана, посаженное зрение и полное отсутствие режима дня. Из плюсов только то, что уроки проходят на диване в тёплой квартире. Но какие у детей будут знания?
Уже наступил 2023 год. И пандемия показала, что дистанционное обучение вполне имеет место быть. И это будет внедряться повсеместно. Во многом его применение разумно. Уже сейчас многие вузы перешли на дистант в лекционном процессе. Какая разница, из дома ты слушаешь лекцию или дома? Если желания учиться нет, то и на лекции будешь играть в телефоне, или вообще на неё не пойдешь. А дома можно включить запись в любое удобное время. Ведь сейчас многие студенты подрабатывают и не имеют возможности посещать лекции.
Но вот что касается лабораторных, практических занятий - это только в вузе. Специалистом без практики стать невозможно, дистанционно это не получится.
Так что и в будущем будут оба эти варианта - очный и дистанционный - сочетаться в вузовском учебном процессе. И не только. В морозы, в карантин и школы переходят на дистант, чтобы не прерывать учебный процесс. Но школьное обучение всё же должно быть только в классе, с учителем.
Не всеми профессиями можно овладеть в режиме дистанционного обучения, так что откровенно скажу не совсем доверяю я подобным вариантам.
Все же общение между Педагог - Студент , дате больше понимания и осознания информации.
Я тоже заканчивала несколько курсов в режиме обучения через интернет, и получала сертификаты - но эти сертификаты связанны с непосредственно моей работой и моими должностными обязанностями.
Конечно современное обучение, оно сменило формат, и в целом подачу - видео лекции, презентации, сдача тестов мне же все таки не хватает общения, дискуссий и просто ощущение аудитории.
Дистанционное обучение требует самодисциплины. К нему не готовы даже многие взрослые, не то что дети. Нужно уметь правильно организовать свое время, не откладывать учебу на потом. Многое зависит от выбора площадки для обучения. Знаю, что, например, школьники учились в Зуме, у некоторых программа подвисала, ребенок иногда только слушал. но не мог отвечать, так что все очень индивидуально.
Ну и еще такой нюанс - не каждый предмет в университете или в школе можно изучить дистанционно. В техническом ВУЗе у нас существенное время обучения занимали лабораторные работы.
Еще есть такой важный вопрос, как социализация школьников и студентов, умение работать в команде. Так что дистант полностью не может заменить учебный процесс.