Ну вот и началось. Прямо с Нового года, с 10 января в нашем автобусе ездить снова стало невозможно. Летом, конечно, было намного легче: школьники и студенты на каникулах, многие в отпусках, дороги посвободнее... Зимой сложнее: напряженная обстановка на дорогах, неблагоприятные погодные условия; да и толстые массивные пуховики и шубы на пассажирах тоже занимают много места. А еще многие водители предпочитают на зиму оставлять свою машину в гараже. Берегут, так сказать. А жаль.
На такси, к сожалению, моя зарплата не тянет, поэтому никуда не денешься от ежедневного общественного транспорта.
Пригородный автобус № 103 ходит по маршруту п. Разумное - г. Белгород. Каждое утро масса людей стремится попасть в него, чтобы доехать на работу. И каждый вечер такая же толпа хочет добраться домой после трудового дня. Я - не исключение. А на работу могу доехать только на этом автобусе, вариантов нет.
Раньше, лет 10 назад, в городе ездили маленькие Газельки. Вместимость была небольшой, но люди на остановках быстро привыкли выстраиваться в очереди и по порядку садились в маршрутку. Потом власти решили сделать поездки более комфортными и безопасными. Поэтому сейчас так: подходит автобус к остановке, и тут уже, как говорится, кто влез - тому и счастье.
Толпа. И на каждой остановке в автобус набивается все больше и больше людей. Вот сколько здесь живу - ничего абсолютно не меняется. Меняются водители, меняются маршрутки-автобусы, меняется власть, ремонтируются каждый год дороги... Добавляются какие-то дополнительные полосы, выделяются отдельные линии для автобусов, внося тем самым сумбур в привычную езду легковушек.
Теперь из пригорода ходят не какие-то там ГАЗели и ПАЗики, а автобусы среднего и большого класса - так называются. Считается, что они более удобные, вместительные, комфортные. По крайней мере, так считает наша ЕТК. Люди считают по-другому.
Для удобства людей почему-то ничего не меняется в лучшую сторону. Как ездили мы по утрам в толкучке, так по сей день и ездим. А расписание - оно никогда не бывает точным.
Утро и вечер - часы пик, время, когда автобусов катастрофически не хватает. Люди набиваются практически вплотную. А в условиях пандемии вывешенные на стекле автобуса объявления про масочный режим выглядят абсурдно и просто бесят.
Оплачиваю проезд и читаю перед глазами: “Водитель остановит движение, если в салоне находятся пассажиры без масок”. Просто смешно. А как же необходимые 1,5 метра друг от друга?
Зимой ситуация всегда усугубляется еще и тем, что часть автобусов ломается. В этом случае людям приходится мерзнуть и ждать на промежуточных остановках очень долго, так как автобусы проезжают и могут даже не останавливаться (так как забитые под завязку).
Что сказать о внутреннем обустройстве салона автобуса? Единственный плюс, который я нашла - то, что в него действительно “влезает” большое количество людей.
Минусы:
1. Неудобные поручни. Верхние - расположены очень высоко. Людям невысокого роста просто не достать. Можно расценивать это как дискриминацию по ростовому признаку. Человек ниже 160 см чувствует себя неполноценным и униженным. В некоторых автобусах к поручням прикреплены кожаные висячие петли, чтобы держаться. Но это очень неудобно: висишь на них, как колбаса.
2. Сиденья жесткие, неудобные и холодные. Никакого абсолютно комфорта.
3. Нет кондиционера (О, ну это я совсем уже обнаглела). Летом в автобусе обливаешься потом, а кондиционером служат открытые форточки. Но надо еще умудриться пристроиться вблизи открытого окна. Лето — это пора, как говорится, “когда в автобусе все люди делятся на тех, кому душно и тех, на кого дует”. И все друг на друга злятся. А зимой - другая проблема: автобусы вообще не прогреваются. Я не знаю, в чем причина, то ли печки у них не работают... Мне ехать приблизительно час, и за этот час можно просто околеть от холода.
4. Ну очень медленно едет автобус (именно поэтому я еду приблизительно час). Настолько медленно, что сидящие успевают хорошо выспаться. Чтобы на очередной остановке кого-нибудь выпустить из автобуса, нужно, чтобы человек 10 вышло, а потом вошло обратно. А это занимает очень много времени. И все нервничают.
Но, как ни странно, ничего плохого не могу сказать о наших водителях. Честно. Работают неплохие люди, наверно. Ни разу не слышала, чтобы кто-то из водителей нагрубил пассажирам. Может быть, просто из-за стеклянной водительской будки не слышно ничего?
Один утренний эпизод из моей автобусной жизни. Вот стою, еду на работу. Потому что сесть в нашем автобусе возможно только на конечной остановке. Стою почти лицом к лицу с незнакомым мужчиной, от которого улавливаю аромат приятной туалетной воды. Во-первых, хорошо, что не запах перегара; во-вторых, обоняние не пропало, что в нынешней ситуации не может не радовать.
По пути на работу можно узнать много чего интересного: и новости спорта; и как необоснованно много мы платим за кап.ремонт (даже самой захотелось пересчитать-проверить квитанции); и как подорожало масло! А на рынок хоть вообще не ходи - одно расстройство. И про этот ковид проклятый, когда же уже все это закончится...
Из внутренностей автобуса доносятся крики:
- Школьников выпустите!
- Как я их выпущу, меня дверью прищемило! Водитель, закройте двери, меня зажало!
- А теперь откройте! Школьников выпустите!
Понимаю, что снова безнадёжно опаздываю на работу. Снова ожидать вопросительные взгляды начальства.
Прихожу на работу и начинаю приводить себя в порядок: отряхнуть смятую одежду, поправить косметику, прическу, почистить истоптанную обувь... Я не преувеличиваю.
Выпила чашечку ароматного кофе... Всё. Хорошо. Забыли и живём дальше. До вечера. Ведь так будет каждый день.
Мне не нравится ездить в нашем общественном транспорте. Совсем не нравится. И хочется перемен к лучшему в этом автобусном вопросе.
А еще очень хотелось бы ехать в автобусе сидя. Вот так:
Или стоя, но не зажатой со всех сторон чужими телами. Ну хотя бы с лёгоньким комфортом.
Был я в Белгороде в 1988 году, учился на курсах повышения квалификации по обслуживанию АТС "КВАНТ" на заводе "Электроконтакт" на Харьковской горе. Насколько я помню, тогда в городе было 17 автобусных маршрутов и 5 троллейбусных. Причём все автобусы были "гармошки" особо большой...
Душевный рассказ вышел о казалось бы обыденном средстве передвижения, возможно что данный автобус № 103 является неким потайным порталом в другое измерение или автобус перевозит безгрешных людей в Рай, либо Ад, где кондуктор святой Петр проверяет грешников электронным счетчиком...
Натали, читаю Ваш отзыв и всем телом прям затряхиваюсь от ужаса и возмущения!!! Дело в том, что я все эти прелести на собственной тушке испытывала, вот только это было много-много лет назад! Конечно же, давно нет необходимости задумываться на тему современных автобусов, но почему-то...