Школа... Как много копьев поломано в спорах о том, нужна ли сейчас школа в таком виде, как есть. Околошкольное сообщество разделилось на две враждующие группы: одни на чем свет стоит нападают на школу, другие - так же рьяно ее защищают.
Я не хочу вступать в этот спор. В первую очередь потому, что здесь нет и не может быть универсальной и однозначной позиции. Я имею ввиду школу в общем. Как и все остальное, школа, школьное образование - вещь сугубо индивидуальная. Кому-то подходит, кому-то нет.
В этом отзыве я хочу лишь рассказать о своих причинах и своем опыте перехода на семейное образование.
Скажу сразу: началось все 8 лет назад, пройдены и ОГЭ, и ЕГЭ, так что теперь могу делать выводы без эмоций.
1. Причины (субъективные)
Мой старший ребенок с удовольствием ходил в школу, и это несмотря на то, что вызывали меня к директору чуть ли не каждую неделю - ну не признавал он авторитарности школьных работников. А вот младшая дочь не нашла общего языка со школой. Виной тому замедленная проводимость нейронов ее мозга. Проще говоря, она абсолютно здорова, но всю информацию ее мозг усваивает значительно медленнее среднестатистического человека.
Это стало огромной проблемой в школе, где на одного учителя приходится около 30 учеников, и ни о каком индивидуальном подходе, сколько бы громогласно об этом ни заявлялось, речи идти не может. Мы честно отходили в школу 4 года. И все это время дочь искренне не понимала, что она там делает, если все равно все, что проходилось на уроках, нам с ней приходилось изучать с нуля дома, в спокойной терпеливой обстановке. Я как могла, старалась ребенку помочь, даже стала председателем школьного родительского комитета, чтобы быть рядом, иметь возможность помогать и ей, и учителю.
Но все напрасно. Не срослось. В 4 классе расцвела буйным цветом психосоматика из-за «глубокого внутреннего неприятия агрессивности окружающего мира» (это заключение клинического психолога), и на больничных мы были чаще, чем в школе. И все равно учились дома. Сами.
2. Процесс перехода
Первое: никто из работников образования, от школы до местного министерства, не знал законодательства, по которым работал и, соответственно, понятия не имел о ЗАКОННОМ праве родителей на выбор формы обучения, в том числе, заочной, очно-заочной и форме семейного образования. В связи с этим возникала масса трудностей и препятствий с их стороны - от простого «Не морочьте голову - такого быть не может» до оскорблений и агрессивного «Мы вас лишим родительских прав!». Пришлось отрастить когти и наточить зубы. А еще пришлось стать юристом-самоучкой и разобрать по буквам все законодательные акты по этому вопросу, от федеральных до локальных (коих вообще не оказалось). Точку в вопросе - можно или нельзя - поставило мое письмо в Минобрнауки, и их подробный официальный ответ, кстати, после которого они направили разъяснения во все школы страны (за что наш директор меня возненавидела).
Второе: наши законы написаны так, чтобы каждый понимал их, как хочет, по крайней мере, Закон «Об образовании». Пришлось разъяснять, в чем разница между «общим» и «полным» средним образованием (это 9 и 11 классов), что значит формулировка «с правом» и чем она отличается от «обязанности», почему добровольное исключение ребенка из контингента учащихся школы не влечет за собой автоматически вывод, что ребенок не будет учиться, что при выборе формы семейного образования школа НЕ ИМЕЕТ ПРАВА никаким образом вас контролировать, что аттестация - дело добровольное, и родители вправе сами решать, как часто она будет проводиться, в какой форме и будет ли проводиться вообще, что никто не обязан «привязывать» ребенка к конкретной школе и т. д.
Третье: аттестация ребенка - не обязанность, а право, которым школы нагло пренебрегают. Мы опробовали разные варианты аттестации: по четвертям, по полугодиям, раз в год...
Чтобы не утомлять вас подробностями, скажу коротко: для моего ребенка это не варианты. Она не успевала за темпом школьной программы и испытывала глубокий стресс каждый раз во время тестирования. Смысл ухода из школы был потерян. Мы занимались по собственной, более логичной схеме, поэтому оценивать уровень знаний ребенка с точки зрения школьной системы было бессмысленным делом.
После продолжительных боев я отвоевала право нам самим решать, когда и как аттестоваться. В итоге, начиная с 7 класса, мы проходили аттестацию только дважды - для допуска к ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 10-м. Все.
Из всего пережитого я сделала несколько важных выводов которые, как я думаю, помогут многим родителям на распутье.
1. Выбор формы семейного образования - это вопрос уровня личной ответственности родителей
2. Школа - это закостенелая структура, которая, скорее всего, будет биться до конца за право вас контролировать, поэтому надо быть готовыми к аргументированной защите своих законных прав
3. Решать, как будет проходить процесс аттестации заранее - не очень разумно, лучше опробовать разные формы и выбрать ту, которая наиболее комфортна вашему ребенку
4. Нельзя идти на поводу у школы - она просто по своей сути не может осуществлять индивидуальный подход к ребенку
5. К сожалению, промониторив на днях интернет, я поняла, что лучше почти не стало. Немного сдвинул этот процесс карантин, но лишь на йоту, и то больше на бумаге
Итак, если коротко, то это все. Я могла бы написать на данную тему целый роман (причем чуть ли не детективный), но это - не для данной площадки. Единственное, что я еще сделаю - напишу позже отзыв о самом процессе образования в семье, его трудностях и возможностях в современных российских условиях.
О семейном образовании для своих детей я как-то не думала. Может потому, что девчонки были прилежными ученицами и учились вполне достойно. Но старшая дочь, закончив школу, с облегчением вздохнула и сказала, что "больше в эту дурацкую школу ни ногой") А младшая, после 9 класса перешла в лицей и ей всё нравится.
У меня не было возможности переводить своих детей на семейное образование, но я старалась поддерживать их насколько это получалось.
Соглашусь, что об индивидуальном подходе не может быть и речи. Во-первых, классы большие и учителя просто не успевают со всеми позаниматься таким образом. Ну а во-вторых, всё упирается в деньги ( им же за это никто не доплачивает).
Вы, Мария, прям герой-одиночка, боец за справедливость. Рада за вас и ваших детей, что добились, чего хотели. Вы молодец!
Я ни за, ни против. Каждый решает сам. У автора медлительный ребенок. У меня, наоборот, гиперактивный. И по словам завуча - социально неадаптированный. И только мне одной известно, сколько я его "адаптирую", а воз и ныне там. Нас, наоборот, хотят из школы вывести на дом. Я сопротивляюсь - а как я его дальше буду адаптировать в четырех стенах к социуму???
Вобщем, если дети "проблемные, то помощи оказывать мало желающих. Но у меня другая история.
Старший сын и я сама о школе хорошего мнения. Родителей не вызывали. Учились и вели себя хорошо. Для чего на дом в таких ситуациях.
В особых ситуациях, может, это и выход. Но я за классическое образование.
Вот многие спорят, какая система образования лучше, где какие преимущества и недостатки. С одной стороны вроде все правильно, но если взглянуть на это с другой стороны. Закончил ребенок школу и надо ему выбирать куда идти дальше. И что, разве дальнейшая карьера, жизнь зависит от того, какое начальное образование ты получил и какие отметки тебе ставили? Вспоминаю свою школу. Закончил ее. Дальше закончил один из лучших вузов страны. И что? Он мне абсолютно не пригодился в жизни.
Тут мнение у всех разное и к каждому варианту обучения все относятся по-своему. Лично я за то, чтобы посещать школу. Так как это живое общение с одноклассниками, они вместе получают знания, развиваются, дружат и т.п. Тем самым они с лёгкостью начинают адаптироваться в обществе, начинают самостоятельно принимать решения, у них формируется свое мнение и личность. Как бы кто не говорил, но очное обучение заменить нельзя. Конечно ситуации бывают разные и к ним особый подход.
Тоже не знаю решения этого вопроса - пусть каждый родитель решает по своему, в соответствии с особенностями собственного ребенка и условиями школьного обучения. К сожалению юное поколение склонно к деградации добросовестных межличностных отношений, из-за гадкого фаст-фуда, ГМО-продуктов и различных консервантов содержащихся в нашей пище, тормозящих их способности к успешным знаниям и обучению. Этому мешают и различные негодяи, срывающие уроки в школе, своим неадекватным поведением.
Вы очень ответственное решение приняли, я даже сказала бы, что слишком. Если конечно в финансах не ограничены, то конечно можно посвятить себя полностью семье и дому и семейной форме обучения.
Врачи, они тоже психологи и диагноз замедленная проводимость нейронов мозга, мог быть поставлен, после вашего рассказа о неуспеваемости дочери в школе.
На деле, мне кажется, что и не в самой школе дело, а в учителе.
Сама побывала в ситуации "медленной проводимости". Когда пришла в первый класс, умела читать, писать и считать благодаря бабушке, которая меня и подготовила к школе. В классе, не все это умели. Но моя первая "самая любимая" учительница, очень быстро сделала так, чтобы я не выделялась "из толпы".
В итоге-оценка по математике в четверти, с первого класса называлась "натянутая тройка".
Когда решался пример на доске, как только кто-то первый отвечал, сразу переходили к следующему заданию без разъяснений предыдущего. Так что мои нейроны, забили на всё это в последующем обучении и не реагировали ни на математику, а также физику и химию.
Так что на вашем месте, попробовала бы для начала, менять школы. Домашняя форма обучения возможно и лучше, но социум тоже очень важен.
Хотя, Ф. Раневской домашнее обучение не помешало, стать великой актрисой).
Снова актуальная тема школы. Все мы сталкивались с этим образовательным институтом и у каждого осталось свое мнение. Соглашусь с тем, что многое в освоении материала зависит и от преподавателя и от ученика. Если скучно вести свой предмет, то кто им заинтересуется из детей? А с другой стороны дети все разные и способности соответственно такие же. Домашнее обучение попробовали многие в прошлом году, благодаря пандемии и судя по отзывам родителей, они далеко не в восторге. Образовательная программа сейчас много лишнего пытается запихнуть в головы детей, а это снижает качество усвоения. Мне лично школа нужна была для общения с одноклассниками, а за одно и аттестат получил.
Мария - боец и борец. Мне сложно судить про данные обстоятельства, так как ни я, ни кто-либо из моих родственников с подобным не сталкивался. Все учились в обычной школе и, как правило, до одинадцатого класса. Нынешняя система с ЕГЕ мне неведома, но с ней скоро столкнется моя дочь, которая на данный момент учится в четвертом классе. И у меня никогда не возникало проблем ее учебой, учится хорошо, я даже ее домашними заданиями не занимаюсь. Хотя знаю, что задают много сейчас, особенно в начальной школе родителям приходится несладко, днём - работа, вечером - уроки. Перклоняюсь перед такими мамочками, им тяжело приходится. Мне в этом плане повезло.
Очень было интересно прочесть Ваш отзыв. Эта тема важна и полезна для всех, кто имеет детей дошкольного или школьного возраста. Вы стали новатором для тех, кто действует под руководством традиционной, старой закалки. Это всегда не легко быть первопроходцем и бороться за свои права, но Вы большая молодец, что добились нужных Вам результатов. Очень жаль, что с дочерью происходит такое. Надеюсь, что изменить положение вещей с замедленными нейронами представится в будущем.
Когда читал, отзыв, то думал не про образование, а про то как вы боролись за свою дочь. Я думаю, что каждый родитель сам должен решать такую проблему. Но ведь еще надо уметь научить своего ребенка, если взял его домой. У меня бы сдали нервы, секунд через пятнадцать. А потом еще такой немаловажный вопрос, как социальная адаптация. Хотя наверное скоро она будет не нужна и все мы будем общаться и работать через интернет. Да и в школе сейчас все непросто. Учителей по плану гонят, а дети чихали на авторитет учителей. Во времена, во нравы!
Читая отзыв, думал о том, как я далёк, на данный момент, от школы и всех проблем, связанных с этой темой. Дети давно выросли. Сами занимаются своими детьми, вдали от нас. Каждый разумный родитель, должен выбирать для своего ребёнка форму обучения, сам, сообразуясь с теми жизненными обстоятельствами, возможностями и наклонностями. Тем более, когда ребёнок с особенностями развития. Автор поступает, как нормальная мать, любящая свое дитя и желающая ему счастья, здоровья и душевного равновесия. Моё уважение!
Яна, по поводу диагноза: сначала был поставлен диагноз, а потом меня впустили в кабинет, так что тут психолог сработала профессионально. Да и у меня есть психологическое образование и опыт, так что не пришлось тупо верить на слово. По поводу смены школы: у нас их всего три. Я знаю их кухню изнутри, поэтому знала точно - не вариант, везде ситуация одинкаовая.
Иван, тут возникла небольшая путаница: вынужденное временное домашнее (дистанционное) обучение и семейная форма - разные вещи. Конечно, многим родителям не понравилось - вдруг, безо всякой подготовки, из-за куста выпрыгнула на родителей, детей и учителей дистанционка... Я представляю, какой это был шок. При семейной форме ты принимаешь решение осознанно, готовишься к этому, так что тут намного легче.
Любовь, спасибо за добрые слова. Но знаете, меня не беспокоит ситуация с нейронами. Когда разберешься досконально в особенностях работы мозга вообще и мозга твоего ребенка в частности, становится ясно, что все в порядке - просто наверху кто-то дал ребенку возможность жить в своем ритме, и он не так уж плох, а может даже и это лучшее, что может быть.
Действительно, много копий поломано, а сколько еще предстоит поломать в спорах о том, какой должна быть школа, в каких формах имеет право на существование современное школьное образование. Мне понравилось, что автор отзыва не претендует на то, чтобы ее решение перевести дочь на семейное обучение было признано единственно правильным. В то же время настаивает на необходимости борьбы со школой. Это ее окончательный вердикт, который меня не устраивает, потому что, по моему убеждению, школе нужна помощь, системная поддержка со стороны государства, а не разрушительная борьба. Хотелось бы узнать о дальнейшей судьбе девочки. Учится ли она дальше? Как учится, если учится? Она и дальше будет по "более логичным схемам" родительским учиться? А сдавать экзамены или проходить аттестации собирается в более "комфортных формах"? Я знаю примеры семейного обучения, когда один ребенок учился блестяще и опережал класс, а другой, наоборот, откровенно отставал в развитии и "не тянул" школьную программу.
Мне всегда было интересно, а куда поступают дети после семейного образования? В ПТУ или физмат? Немного понятно, если ребенок спортсмен или музыкант с намерением делать взрослую карьеру именно в этом направлении. Но если нет. У меня есть пример девочки, которая перешла на семейное обучение экстерном в 11 классе чтобы лучше подготовиться для поступления в медицинский. Это я тоже понимаю. Понимаю болезни, при которых "все сложно" и семейное образование хороший выход. Но для среднестатисического ребенка - не понимаю, куда в итоге стремится этот ребенок. Куда он будет поступать?
Видно, что ситуация заставила автора изучить данный вопрос досконально, а также пройти все стадии "от" и "до". Выражаю уважение за настойчивость и терпение. В отзыве представлено много интересной и актуальной для многих людей информации. Согласен, что люди, как правило, совершенно юридически безграмотны. А чиновники, в данном случае из системы образования, используют не знание людей и трактуют ситуацию как им вздумается. Очень интересный отзыв, который сегодня имеет актуальность.
В недавнем прошлом я работал охранником в школах города Москва. Знаю происходящее там изнутри. Мне встречались преподаватели, которых близко нельзя допускать к детям. Все построено на деньгах. Существует много денежных поборов. И попробуй не дай. Будут гнобить ребенка. Я считаю что перевод ребенка на семейное обучение или дистанционное должны решать родители вместе с психологом. Каждый ребенок усваивает материал по-разному. Кто быстро, а кто медленно. Поэтому и нужен индивидуальный подход. В условиях школы это затруднительно.
Ната-3, я не призываю бороться со школой - я за борьбу с устаревшей системой, которая осталась далеко позади реалий нашей жизни. Взять хотя бы один момент (ключевой в школьной системе): школа по-прежнему нацелена на накоплении детьми информации, в то время как сейчас важно умение эту информацию находить и анализировать, фильтровать и адаптировать, а вот именно этому в школе не учат. Да, вы правы, школе нужна помощь, но она должна оказываться очень продуманно, ведь одними финансовыми вливаниями делу не поможешь - работники школ в большинстве своем не готовы к переменам и активно им сопротивляются. Тут нужна мощная работа с кадрами, а кто будет ее проводить? Скорее всего, никто.
Отвечаю вам и Виктории по поводу дальнейшей судьбы ребенка: она поступила в престижный университет на сложную специальность, связанную с IT. Учится дистанционно, а сессии будет сдавать очно. И никаких проблем нет. Отчасти потому, что в выбранном нами ВУЗе практикуется уважительное отношение к студентам. Так что не стоит переживать о том, что детям-семейникам прямая дорога в дворники.
Виктория, я понимаю вашу ощабоченность, выраженную в последних предложениях, но в вас говорит клише о том, что школа - это наше все. Дети-семейники по большей части гораздо больше нацелены на результат и на построение своего будущего, чем те, кто ходит в школу только потому что так надо, ничего из нее не вынося.
Ого, какая интересная тема для статьи. Очень интересно было прочитать о Вашем опыте. Это очень непростая тема, поэтому вы молодец, что тщательно взвесили все "за" и "против" и приняли решение о том, как будет лучше для вашего ребенка конкретно. В целом, правильно организованное семейное обучение - это неплохо, а для некоторых детей даже лучше обычного. Но есть и недостатки, один из которых социализация. В случае перехода на С.О. нужно продумать, где ребенок будет получать общение со сверстниками. Еще не прочитала 2 часть вашей статьи, возможно там есть эта информация.
Я за классическое образования. Школа это не только про учебу и уроки. Это ещё 9-11 лет жизни человека. И если это время просидеть дома перед монитором компьютера, можно конечно многому хорошему и нужному научиться. А можно пропустить в жизни много важного. Например шумный и дружный коллектив. Может и не дружный, но для жизненного опыта уметь себя поставить в таком коллективе тоже важно. Любимую учительницу, или нелюбимую и строгую, но умение найти подход к такому человеку тоже нужен. В детстве школе приобретаются многие навыки, не только академические знания.
Автор, Вы просто молодец!!! Вашему ребёнку очень повезло иметь такую маму, которая будет бороться с этой системой в одиночку. Обычно таких не любят те, кто ведётся за толпой. У меня старшая дочь во втором классе, ей всё даётся очень даже неплохо, а вот сын в первом, ему было конечно очень сложно, во-первых учитель у них постоянно на больничных, то один ведёт, то другой, то третий, что в итоге у детей в голове(каша), во-вторых он до чего не любит творческие уроки, как технология, так мало того учитель никогда ничем детям не помогает, говорит, что получится, то получится... Сейчас вроде бы стало потихоньку налаживаться. Но программа-это ужас, вспоминаешь, как учились сами, в 1 классе крючочки, палочки, буковки, а тут с маху после недели обучения диктант(( У меня тогда волосы дыбом встали. Ведь мы выросли все на той системе, ничего, все что глупые разве?? Я не считаю так.
Очень полезная статья. У нас такая же проблема. Скорее всего придётся учиться дистанционно. А общение со сверстниками можно получить посещая спортивные секции например или играя во дворе с друзьями. Уверена,что семейное обучение, именно в плане обучения, гораздо предпочтительнее. С ребёнком занимаются индивидуально. Что может быть эффективней. Опять же в школе сейчас немыслимые нагрузки и не всякий детский организм способен это выдержать. А дома очень легко наладить разумное чередование занятий и отдыха.
Все это замечательно, когда есть возможность быть дома родителю, чтобы учить ребенка, и при этом уметь его учить, да и чтобы сам ученик понимал - он сейчас учится, не просто сидит и киснет над тетрадями в приятной домашней обстановке.
Вы молодец, добились и своего права учить ребенка дома, и смогли обучить девочку, и не отмахнулись на ее проблемы, типа "все учатся, и ты учись как все".
Печально, что приходится настолько вникать в суть вопроса, когда хочешь чего-то добиться по закону.
Я вас понимаю, но отчасти. Дети индивидуальны. У меня ребенок быстрый, к семи годам закончил программу третьего класса, но в четвертый не взяли, взяли в третий на семейку, это они так считали. И они же диктовали аттестацию раз в триместр. В четвертый пошел в другую школу очно, но не выдержал общения с одноклассниками, забулили, много болел, суммарно проучился полгода, завуч рассказала, что ее ребенок сидит дома. Ну и мы пошли. Со школой общаемся постоянно, но тут с каждым учителем индивидуально. Социализация - в музыкалке и театралке.
Сейчас это всё гораздо проще. Во-первых дети уже изначально другие, знают что такое интернет, активно там общаются. Во-вторых, нет необходимости брать на себя всё обучение на дому, есть прекрасные онлайн школы и тут простор для выбора огромный! Я с Москвы, сын учится полностью онлайн, школа у нас Ель School и это вообще Новосибирск! Просто мне очень понравилась атмосфера на занятиях, учителя. Да, я сначала посещала открытые уроки когда выбирала школу сыну. И это дешевле топовых столичных онлайн школ!
Очень рада встретить единомышленника. Дочка проходила начальную школу в обыкновенной образовательной школе. С пятого класса на семейном образовании. Переводила в том году, ничего в системе образования не изменилось. Так же воевала с отделом образования, изучила законы как вы. Наша первая причина перехода была сама программа обучения, дети из индивидуальных личностей превращаются в серую массу. Сама программа сложная и настолько непонятная, что бедные мозги наших детей просто не могут адекватно все это усваивать. Дочка от этой нагрузки получила в подарок постоянные мигрени, а еще хотелось и кружки посещать. Сейчас не нарадуется своему свободному времени, половину предметов уже сдала за год, осталось всего пять, которые чуть посложнее для нее и один просто запущенный по вине учителей. Невозможно научить иностранному языку сразу 30 человек не разделяя на группы как раньше, в группах то некоторые не учились. Единственная сложность в нашем случае была при переходе, это расшколивание. В остальном и я и дочь не нарадуемся. Спокойно уезжаем в мае в деревню, и она продолжает обучаться на свежем воздухе. Пишу только наш опыт, как и автор никого не призываю, у каждого свой выбор.